02.04

Как правильно медитировать. Осознанность

0

Как правильно медитировать. ОсознанностьПродолжаем рассматривать этапы правильной медитации по книге Сергея Мельникова «Здесь было высшее Я». В прошлых статьях мы рассмотрели такие важные составляющие как расслабление и наблюдение. Сегодня мы детально разберем третий немаловажный фактор – осознанность. Итак, что же из себя представляет осознанность и как ее достичь.

Осознанность. Пожалуй, самый сложный элемент для объяснения, наряду с намерением. Хотя, это вещь вполне конкретная. В нашем сознании помимо прочего можно выделить 5 элементов. Первый – восприятие. Что такое восприятие вполне понятно, так как каждый воспринимает. Пусть не ясны многие механизмы этого процесса, но восприятие каждый ощущает, это и есть способ ощущения. Второй – внимание. Тоже вещь понятная, мы можем его направлять, контролировать, знаем куда оно направлено. Третий – память. Тоже относительно ясная вещь, мы можем ей пользоваться на своё усмотрение. Четвертый – мышление, способность порождать мысли, познавать. И пятый – осознанность. Вот этот элемент не так очевиден. Это не мысли, не память, не восприятие и не внимание, но то, что присутствует в этих элементах, не являясь ими, но делая их осознанными или нет.

Можно сказать, осознанность – это источник остальных качеств, естественное свойство самой основы сознания. Понять, что это такое, можно на примере разницы между сном и бодрствованием. Во сне мы можем совершать какие-то действия, о чём-то думать, помнить, направлять внимание. Наяву можем делать то же самое, но есть разница: во сне мы менее осознаны, а наяву более осознаны.  Эта осознанность вне действий и мыслей, но в то же время реальна. Вот именно это качество имеется в виду под словом «осознанность»: некая особая включённость, или «пробуждённость». Когда растёт осознанность, мы ощущаем, что предыдущее состояние меньшей осознанности подобно сну, а новое, более осознанное, подобно пробуждению для более полного познания реальности. Еще важно отметить, что осознанность – это не алгоритм действий. Непонятно, что нужно делать, чтобы стать осознаннее, но тем не менее это возможно. И возможно за счёт намерения, когда мы просто намерены быть осознаннее, будучи расслабленными и не отождествлёнными с мыслями, достигая всё более полной их остановки.  И именно осознанность не имеющая формы ( а не память, не мышление, не внимание, не восприятие) может достичь прямого познания высшего я за пределами форм, мыслей и отождествлений с чем либо ещё.

Именно за счет осознанности достигается третья ступень (самадхи) практики (первые две – дхьяна и дхарана, сосредоточение и медитация) – полное слияние с объектом и осознание его как себя.  Но важно тут иметь в виду, что в этом процессе самопознания себя как духа нет конечной цели. Это погружение в бесконечность, осознание себя бесконечностью всё в большей степени, и в этом процессе всё меньше нашего привычного «я», или эго вплоть до полного его исчезновения. Важно освободиться от концепции конечной цели, важно полностью отдаться бесконечному процессу, или встать на путь с сердцем, движение по которому доставляет подлинную радость и проявляет истинную сущность. Осознанность – это то, что делает процесс осознанным. Нам может сниться, что мы медитируем, но когда мы осознанно делаем то же самое, это придает практике подлинную реальность. Часто осознанность подменяется какими-то автоматическими реакциями или алгоритмами. Например, сейчас техника дошла до такого уровня, что создаются компьютерные программы, способные обыграть в шахматы чемпиона мира.   То есть алгоритм настолько совершенен, настолько хорошо имитирует сознание, что даже превосходит своего создателя в исполнении алгоритма игры в шахматы. Однако это всего лишь имитация, но не осознанность.

Бывает так, что человек настолько невежественен, что считает сознание всего лишь набором алгоритмов. Но осознанность – это не алгоритм, это источник всех возможных алгоритмов, нечто качественно иное. Это источник миров, в том числе наших миров сновидений. Да и  то, что мы называем объективной реальностью, в Индуизме называется не иначе, как сон Брахмы, то, что родилось из его сознания. В медитации мы не засыпаем, но наоборот, еще сильнее пробуждаемся. Уходим от бесконечного творения всё новых и новых алгоритмов, или миров образов, различных снов и представлений,  и достигаем состояния чистой осознанности, в которой проявляется более полное знание нашей истинной сущности. Можно сказать, в спокойном уме, как в идеально гладкой водной поверхности, почти без искажений отражается небо нашей истинной природы.  Таким образом, в медитации мы достигаем не засыпания, но всё большего возрастания осознанности, всё большей пробуждённости и выхода за пределы обусловленности формами и органами чувств.

Источник: книга Сергея Мельникова «Здесь было высшее Я»

Смотрите также:

Как правильно медитировать. Расслабление

Как правильно медитировать. Наблюдение

Как правильно медитировать. Осознанность

Как правильно медитировать. Намерение

Техника выполнения медитации

P.S. Обратите внимание! Знания, которыми делится автор, являются открытыми, но если они оказались для Вас полезными и Вы бы хотели отблагодарить автора за работу – это можно сделать через систему яндекс деньги, переведя любую сумму на кошелек: 41001445811876

02 апреля 2014 от Retroman

Оставить комментарий