31.10

Крейсер Варяг. История + видео

7

Крейсер ВарягВ историю Русско-японской войны навсегда вошел подвиг русского крейсера «Варяг» и его командира В.Ф. Руднева. Выдержав неравный бой с японской эскадрой в битве близ порта Чемульпо (1904) и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу. Крейсер «Варяг» считался одним из лучших кораблей русского флота. Построенный на американском заводе в Филадельфии, он в 1899 г. был спущен на воду и в 1901 году вошел в строй русского флота, прибыв в Кронштадт. В 1902 г. «Варяг» вошел в состав Порт-Артурской эскадры.

История крейсера Варяг

Крейсер Варяг был заложен в 1898 году. Строительство велось в Филадельфии на верфях William Cramp & Sons. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 вступил в строй.

Крейсер Варяг в 1901 году
Крейсер Варяг в 1901 году

После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре. Некоторые исследователи, вслед за командиром крейсера Рудневым утверждали то, что слабая ремонтная база и изначально неудачная конструкция котлов Никлосса, а также существенные дефекты, допущенные при строительстве, привели к тому, что уже через несколько лет службы «Варяг» не мог развить скорость свыше 14 узлов, что практически сводило на нет его преимущества. И вследствие этого, якобы, даже рассматривался вопрос о возврате корабля для ремонта. Однако, на испытаниях осенью 1903 г. «Варяг» развил скорость, практически равную показанной на первоначальных испытаниях. Котлы Никлосса много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый»; броненосец «Ретвизан», построенный на той же верфи Ч. Крампа, также не имел с котлами Никлосса больших проблем, а оправдательные отчеты Руднева грешат многочисленными неточностями.

Бой у Чемульпо

В самом начале Русско-японской войны 1904—1905 годов крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и др.).

26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу (1 броненосный крейсер «Асама» и 5 бронепалубных (лёгких) крейсеров «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован, после чего вернулся на рейд.

27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «Варяг» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми.

Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда (орудия канонерской лодки были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»); противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными; официальные японские источники утверждают, что попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели.

«Варяг» после сражения«Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6″−орудий; потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо. После оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам он был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари». В 1905 году после подъема судна корабль убыл в Японию.

Бой и гибель «Варяга» восхитили даже противника: то, что русские моряки поступили по канонам самурайской чести было использовано в пропагандистских целях, как пример для подражания. Кроме того, после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило Руднева орденом Восходящего солнца.

По материалам Википедии.

Врагу не сдается наш гордый Варяг!

31 октября 2011 от Retroman

Комментарии

  1. Стараюсь как можно больше узнать об истории крейсера Варяг, его экипаже, о противнике Варяга в бою, о истории русского флота в войне 1904-1905гг


    Владимир Долгополов



  2. Спасибо за память!

    С уважением,

    Головань Михаил Иванович


    Mikhail_Gee



  3. горжусь геройством русских моряков


    Степан Сергеевич



  4. К великому сожалению,поскольку страна наша перестала быть»самой читающей»историю знают плохо.А те,что делают вид,что знают уже приписали героическоое сраженье к мифам,а командира Руднева к искусственно сделанным национальным героям.Ваши сообщения крайне важны.
    «Варяг» и «Кореец» -истинные герои,заслуживающие самых высоких слов.Нельзя дать опорочить их Подвиг,их светлые имена.
    С уважением


    komissar



  5. Вечная слава героям
    Грустно вспомнили только на радио
    по телевизору одна олимпиада все затмила
    о каком патриотизме и воспитании можно говорить
    немцы посвящают им стихи японцы чтят как образец мужества
    корецы ставят памятник
    хотя если посмотреть без эмоций события происходят
    в известном ключе команды вспомнить Варяг не было
    была команда олимпиада и ничего нового нет
    Еще раз вечная им память и слава


    Евгений



  6. Ну давайте снимим розовые очки и посмотрим на голые факты. Крйсер «Варяг» пытался пройти сквозь японскую эскадру, но получив несколько попаданий вражеских снарядов и потеряв всего 31 человека из почти 2000, быстренько ретировался, имея полный боекомплект и не причинив никакого ущерба неприятелю. Команду высадили на берег и открыли кингстоны. Ни один человек «не умер под волнами». В чём героизм? Капитана надо было судить за трусость и преднамеренное уничтожения корабля. Но повезло. Нужен был пример героизма в преддверии крупномасштабных боевых действий. Настоящие герои позже полегли под Цусимой.


    Владимир



  7. Алексеева, Старка и Руднева — под суд.


    Мичман



Оставить комментарий