Наверное, в древности не было народа, который поклонялся бы силе и власти так, как ассирийцы. Во время правления царя Синаххериба (около 700 г. до н. э.) в состав Ассирийской державы входили Вавилония, Сирия, Палестина с Иудеей, отдельные районы Закавказья. При наследниках Синаххериба Ассирия присоединила на некоторое время также Египет и Элам. Синаххерибу с его наследниками удалось завоевать почти «весь обитаемый мир» (конечно, в пределах, известных ассирийцам).
Начиналась же история Ассирии довольно мирно. Её древней столицей был небольшой город Ашшур, от которого позднее получила своё название и вся держава. Если бы мы могли пройтись по его улицам, скажем, в 1900 г. до н. э., то встретили бы мало воинов, но много купцов. Как же получилось, что небольшой торговый город превратился в центр огромной державы, наводившей ужас на народы Передней Азии? Попробуем вместе разобраться в этой непростой истории.
Ашшур располагался в верхнем течении реки Тигр, где жили в основном семитские народы. Здесь сходились торговые пути Древнего Мира. С севера на юг, в Междуречье, везли золото и серебро, медь и олово, рабов. В северные земли отправляли для продажи зерно и растительное масло, изделия искусных ремесленников. Жители Ашшура со временем поняли, что смогут разбогатеть, покупая товары в одних странах и перепродавая в других. Заниматься посреднической торговлей могли только умные, хитрые и отважные люди. Купцу приходилось отбиваться от нападений разбойников; он должен был уметь ладить с вождями диких племён, у которых покупал рабов; ему следовало знать языки, нравы и обычаи чужих стран, быть обходительным с царями и их вельможами, потому что самые дорогие товары продавались в царских дворцах. Для удобства торговли в чужих землях купцы строили свои посёлки, жили там среди местного люда и лишь изредка возвращались на родину за товаром.
В самом же Ашшуре богатая купеческая верхушка заправляла всеми городскими делами. Высокие должности в городском управлении занимали жрецы самых почитаемых храмов. Царей в Ашшуре ещё не было. Город рос и богател, не нуждаясь в далёких военных походах.
Ассирийцы жили в плодородных степных предгорьях. Земля здесь давала обильные урожаи без дополнительного полива, поэтому оросительные каналы и земляные плотины были чаще всего не нужны. Большая крестьянская семья обрабатывала свой надел самостоятельно, не обращаясь за помощью ни к соседям, ни к храму, пасла быков и овец в широких и привольных окрестных степях. Ассирийский крестьянин мог прокормить себя и свою семью, был свободен и независим, платил сравнительно небольшие налоги.
Это может показаться странным, но именно из-за своего благополучия ассирийская деревня почти не менялась на протяжении веков. В ней долго сохранялись первобытные порядки, полная власть отца над всеми членами семьи, очень крепкие связи между крестьянами-общинниками. Деревни исправно поставляли в город продуктовые налоги и молодых парней для пополнения армии, а город почти не вмешивался в сельские дела. Независимое, зажиточное крестьянство было главной опорой ассирийского государства.
В первый раз мирная и богатая жизнь Ашшура была поставлена под угрозу около 1800 г. до н. э. В это время соседние государства Вавилон и Мари, а позднее новое царство Митанни и хетты стали вытеснять ассирийских купцов с насиженных мест и богатых рынков. Ашшур попробовал было воевать, но сил для неравной борьбы не хватило, и он потерял независимость. На несколько веков торговый город на Тигре уходит в тень.
Примерно в 1350 г. до н. э. ассирийцы вновь стали независимыми от Митанни и Вавилона благодаря помощи своих союзников — египтян. Теперь нужно было завладеть дорогами, которые вели к побережью Средиземного моря, к богатым сирийским городам. Самым важным участком были переправы через реку Евфрат, которые не мог миновать ни один купец. Для достижения независимости и для борьбы за свои интересы необходима была дисциплинированная, хорошо организованная, сильная армия под единым руководством. Так градоначальник Ашшура («ишшиаккум»), власть которого передавалась по наследству, набрал силу и принял царский титул.
К ассирийцам приходит военная удача. Они сокрушают расположенное в среднем течении Евфрата царство Митанни, присоединяют часть его территории, строят у реки крепости и на протяжении двух веков (1300—1100 гг. до н. э.) удерживают переправы через Евфрат, ведущие к морю. Благодаря этому они ограничивают торговлю соперников и собирают большие пошлины с купцов. Иногда ассирийская армия отправлялась и в дальние походы. Вернувшись из такого похода с большой добычей, царь нередко строил столицу-крепость, охраняя в ней свои сокровища. Последней и наиболее роскошной из таких столиц стала позднее Ниневия — самый известный из ассирийских городов. Древний Ашшур всё более отходит на задний план: улицы новых городов заполняют уже не торговцы, а солдаты.
Военные успехи ассирийцев были блестящими, но слабость царской власти всё же сказывалась. Жрецам и знати не нужен был сильный царь. Они привыкли сами управлять страной. Даже знаменитый полководец, победитель Вавилона царь Тукульти-Нинурта I (1244—1208 гг. до н. э.) был объявлен сумасшедшим и лишён трона, едва он попытался установить в Ассирии свою неограниченную власть и ввести пышные придворные церемонии по вавилонскому образцу. Страной по-прежнему правили богатые торговцы и жрецы; они уступали царю славу и военную добычу, но не власть. В мирное время царь запирался в своей столице-сокровищнице, и особой надобности в нём никто не испытывал.
Этот порядок был нарушен около 1100 г. до н. э. нашествием кочевников-арамеев. Ассирийцы потеряли все владения на Евфрате, часть территории на Тигре и отступили в ближние предгорья. По соседним странам кочевники нанесли ещё более сильный удар. Поэтому, когда ассирийцы оправились и начали новые завоевания в Передней Азии (около 900 г. до н. э.), у них в течение ещё ста лет не было достойных соперников.
Ассирийские цари сумели воспользоваться обстоятельствами и значительно укрепили свою власть. Они применяли новый способ ведения войны, устрашивший все народы Передней Азии (см. ст. «Военное дело Древнего Востока»). Ассирийцы нападали всегда неожиданно и быстро, подобно удару молнии. Пленных чаще всего не брали: если население захваченного города сопротивлялось, то его уничтожали полностью в назидание всем непокорным. Добиваясь от побеждённых послушания, их лишали родины, тысячами перегоняя новых подданных царя в другие места, нередко очень далеко. Всё делалось для того, чтобы устрашить завоёванные народы, сломить их дух, волю к свободе. Ассирийцы грабили покорённые страны десятилетиями.
Однако грозные ассирийские цари так и не смогли надолго объединить завоёванные страны, создать крепкое государство. Зоркость орла помогала им быстро замечать мятежи на окраинах державы, львиная храбрость — противостоять врагам в открытом бою, упорство быка выручало тогда, когда поражение казалось неминуемым, но этих качеств оказалось недостаточно для решения новых задач.
Без конца грабить завоёванные страны оказалось невозможно: некому стало засевать собственные поля и заниматься ремёслами. У ассирийцев было слишком много военачальников и слишком мало чиновников, чтобы собирать налоги. Писец мог заменить солдата только там, где население добровольно согласилось бы жить под властью ассирийцев. Таких народов на Древнем Востоке не было — захватчиков ненавидели все.
Сложность возникла у ассирийцев и с торговыми городами, которые на протяжении всей своей истории пользовались особыми правами: они не платили больших налогов, их жители освобождались от армейской службы. Сохранить эти привилегии ассирийцы не хотели, но и отменить их тоже не могли, опасаясь постоянных мятежей.
Одним из таких вольных городов был Вавилон. Культуру, религию и письменность ассирийцы в основном переняли от Вавилона. Уважение к этому городу было столь велико, что на некоторое время он стал как бы второй столицей Ассирии. Правившие в Ниневии цари делали богатые подарки вавилонским храмам, украшали город дворцами и статуями, а Вавилон тем не менее оставался центром опасных заговоров и мятежей против ассирийской власти. Дело кончилось тем, что царь Синаххериб в 689 г. до н. э. приказал уничтожить весь город и затопить место, на котором он стоял (см. ст. «Вавилон»). Ужасный поступок царя вызвал недовольство даже в самой Ниневии, и, хотя город был быстро отстроен заново при сыне Синаххериба Ассархаддоне, отношения между Ассирией и Вавилоном испортились окончательно. Ассирия так и не смогла опереться на авторитет важнейшего религиозного и культурного центра Передней Азии.
Главная же беда ассирийцев оказалась тесно связанной с их блестящими военными победами. В войнах с сильным и молодым государством Урарту
(800—700 гг. до н. э.) ассирийская держава не раз бывала на грани поражения. Чтобы победить, ассирийцы заменили (около 750 г. до н. э.) ополчение армией, состоящей из солдат-наёмников, специально обученных военному делу. Чтобы содержать такое войско, цари вынуждены были снова и снова отправляться в грабительские походы.
С этого же времени быстро ухудшается положение свободных крестьян — прежних ополченцев. Вельможи начинают закабалять и порабощать их. Обездоленные ассирийцы, смешиваясь с пригнанными из дальних стран несвободными людьми, оказываются у себя на родине в меньшинстве… Могущество великой державы начинает быстро ослабевать. И в 614 г. до н. э. мидяне взяли древнюю столицу страны Ашшур, а через два года они же в союзе с освободившимся Вавилоном разгромили Ниневию.
Ассирия исчезла с лица земли. Оказалось, что создать крепкое государство с помощью страха, насилия и грабежей невозможно. Этому учит и история небольшого городка, купцы которого сначала хотели лишь одного — свободно торговать на мирных восточных рынках.
По материалам Исторической Энциклопедии.