Мышление – весьма интересная способность человека. Благодаря ему у нас есть возможность познавать окружающий мир, находить взаимосвязи, сопоставлять, анализировать и делать умозаключения. Чаще всего мы направляем его на решение обыденных житейских задач, но порой случаются такие моменты, когда повседневная суета отходит на второй план, и просыпается желание поразмышлять о чем-то более значимом и глубинном.
Не смотря на то, что существует множество философских, научных и религиозных концепций, которые предлагают готовые ответы на многие вопросы, лучше на мой взгляд, формировать своё индивидуальное мировоззрение, основываясь на собственном мышлении и интуитивном восприятии мира. Возможно, оно будет менее последовательно и логично, чем готовые концепты, но позволит взглянуть на многие вещи под другим углом, вывести какие-то новые закономерности и просто потренировать свой мозг.
Некоторые подобные мысли я решил немного систематизировать и изложить в новом разделе блога – Философия и мировоззрение.
Все дороги ведут в Рим
Итак, первое на мой взгляд, что имеет смысл рассмотреть – ни много ни мало вопрос смысла бытия. Почему именно этот извечный философский вопрос? Потому как всё остальное сводится именно к нему. В процессе нашей жизни мы выполняем множество разнообразных дел, поручений, занятий. Однако, в отличие от животных, которые руководствуются сугубо инстинктивными биологическими программами — у нас есть возможность осознавать совершаемые нами деяния. Осознанность позволяет понимать не только то, что мы делаем, но и зачем мы это делаем. Это в свою очередь приводит к более эффективному распредению внутренних и внешних ресурсов, а также моральному удовлетворению от осуществляемой деятельности. Вспомним притчу про рабочих, которые таскали камни. Один просто потому что ему это поручили, другой — чтобы заработать денег, а третий, потому что строил храм. Деятельность вроде одна, но степени осознанности у каждого разная. Это справедливо и по отношению к нашей жизни. Можно жить бессознательно, выполняя какие-то действия сильно не задумываясь над тем, что стоит за пределами их поверхностных смыслов, а можно предпринять попытку отыскать глубинную суть и сделать свою жизнь более осознанной.
Memento mori
Так уж сложилось, что мы являемся существами биологическими, а все биологические существа по своей природе смертны. Однако в отличие от других представителей животного мира мы можем осознавать конечность своего бытия. Здесь мы сталкиваемся с двумя вопросами, которые являются фундаментальными в определении смысла бытия человека: что ждет меня после смерти и что останется после меня?
Первый вопрос субъективен и зависит от индивидуального восприятия или выбранной религиозно-философской концепции. Например, если человек является приверженцем христианства, в котором проповедуется концепция Рая и Ада – смысл своей жизни он может найти в служении господу или свершении благих деяний, которые гарантируют его душе райское блаженство на небе. Для буддиста смыслом будет достижение Нирваны. Для гедониста – получение наслаждений и так далее. Своё собственное восприятие я постараюсь изложить в других главах, а пока более детально рассмотрим второй вопрос – что останется после моей смерти?
Наследие и относительность смыслов
Следует отметить, что данный вопрос, в отличие от первого, не столь иррационален, потому что мы точно знаем, что после нашей смерти жизнь других людей продолжится, а значит смысл нашей жизни может заключаться в том, чтобы внести какой-то вклад в развитие общества и цивилизации. Здесь спектр конкретных смыслов расширяется на множество вариантов. Например, можно посвятить свою жизнь служению науке, искусству, государству, религии, политическому строю, философской системе и так далее. Или можно найти смысл в продолжении рода: создании семьи, рождении детей и обеспечении им лучшего будущего.
Однако уже на данном этапе становится очевидным, что сами по себе смыслы относительны и многое зависит от того под каким углом на них смотреть. Или как сказали бы физики: «всё зависит от системы отсчёта».
Например, если рассматривать человека как существо биологическое — смысл его существования действительно можно увидеть в продолжении рода. Во всяком случае, природой в нем реализованы все необходимые для этого функции и инстинкты. Если же люди не будут оставлять потомство – рано или поздно как вид человек вымрет. Однако с других точек зрения данный смысл весьма сомнителен. Например, есть люди, которые по тем или иным причинам не могут иметь детей. Получается, в их жизни изначально нет смысла? Или у человека есть физиологическая возможность, но жизнь сложилась таким образом, что он не смог ее реализовать. Получается, он бессмысленно ее прожил? С моей точки зрения, продолжение рода смыслом жизни человека не является, скорее это одно из необходимых условий для существования жизни.
Возможно, смысл жизни человека заключается в служении обществу? Если рассматривать человека как существо социальное – то вполне вероятно. Мы живем в социуме, где каждый человек в определенной степени вносит свою частичку в его развитие. Но если разобраться, что же из себя представляет социум? По сути это просто определенным образом сложившиеся отношения людей друг с другом. Так в результате взаимодействий образовались государства, религии, идеологии и прочие конструкты. То есть это сугубо искусственные образования в системе человек-человек и обладают они смыслом ровно до той поры, пока одни конструкты не сменятся другими. Для наглядного понимания приведу пример с таким социальным конструктом как государство. Допустим, человек видит смысл своей жизни в служении отечеству и всю свою сознательную деятельность осуществляет ради процветания той страны, в которой он родился и живет. Но пройдет десять, сто, тысяча или десять тысяч лет и это государство исчезнет с лица земли, как некогда исчезли многочисленные империи прошлых лет. К этому времени вообще такое понятие как государство может перестать существовать. Исчезают и сменяют друг друга религии, идеологии и прочие социальные образования, вопрос лишь во времени. А есть ли смысл в том, что в конечном итоге будет предано забвению и тлену?
Всё это справедливо и по отношению к нашей общечеловеческой цивилизации. Её конец может наступить завтра, если произойдет какой-нибудь глобальный катаклизм: упадет метеорит, взорвется вулкан, начнется ядерная война, или спустя пару миллиардов лет — когда потухнет Солнце. Даже если предположить, что нам получится перебраться на другие планеты в далеких далеких Галактиках – это лишь продлит необратимый исход во времени, например, пока не погаснет последняя звезда во Вселенной.
Таким образом, можно найти смысл жизни и в биологическом и в социальном аспекте, но очевидно, что он не будет ими ограничиваться, а посему продолжим поиск в других плоскостях.
Высшие системы сознания и агностицизм
Можно предположить, что существуют высшие относительно нас системы сознания, относительно которых смысл жизни человека имеет определенное значение. Здесь мы опять переходим в область иррационального, однако попробуем рассуждать логически. Само по себе существование высших систем можно допустить исходя из того, что существуют более низшие системы относительно нас, например, мир растений и животных. Также опосредованно о их существовании мы можем судить исходя из своего интуитивно-духовного опыта, хотя этот опыт у каждого индивидуален.
Однако даже если предположить, что такое высшее сознание существует – можем ли мы понять как оно функционирует и исходя из этого определить свой смысл жизни? Здесь можно пойти методом аналогий и проследить как мы определяем смысл жизни представителей более низших по отношению к нам систем. Рассмотрим для примера муравьев.
Муравьишки бегают по лесу, строят муравейники, что-то в них таскают. Мы же можем структурировать их по видам, определить их роль в биосфере, понять какие функции они выполняют и таким образом определить некий общий смысл существования муравьев, а если постараться – то и смысл отдельного муравья в частности исходя из тех функций, которые он выполняет в муравейнике. Более того, у нас есть возможность воздействовать на него, например, посадить в искусственно созданный муравейник и наблюдать за его поведением или просто прихлопнуть тапком. Но можем ли мы объяснить муравью смысл его существования? Думаю как-то так и функционирует наше сознание, то есть оно в силу природных свойств определенным образом ограничено и выйти за эти границы мы никак не можем.
То есть напрямую понять подобного рода смысл у нас вряд ли получится, однако можно попробовать приблизиться к пониманию данного смысла опосредованно, используя те инструменты, которыми наделила нас природа.
О них мы порассуждаем в другой раз. Продолжение поиска смысла следует…
Юрий Ретроман.