Отдельной главой в истории человечества ознаменованы войны Древней Греции и Персидской державы. Выдающиеся сухопутные и морские сражения, гениальные и смелые стратегии, позволяющие одерживать победы над превосходящими силами противника, великие личности, отвага и ум которых навсегда останутся в памяти потомков – все это похоже на красивые сказания. Однако это является частью действительной истории нашей цивилизации, так давайте узнаем как развивались события во времена греко-персидских войн.

Вначале V в. до н. э. над Грецией нависла грозная внешняя опасность. К этому времени Персидская держава Ахеменидов переживала период расцвета. Её всё расширявшаяся политическая и военная экспансия непосредственным образом затронула и греческий мир. Сначала персами были покорены эллинские полисы западного побережья Малой Азии и близле­жащих островов. А вскоре персидский флот и сухо­путные силы сделали первую попытку осуществить оккупацию юга Балкан.

В 493 г. до н. э. войска под командованием Мардония, зятя царя Дария I (521—485 гг. до н. э.), вторглись в земли фракийских племён, населявших прибрежные области Северной Эгеиды, и захватили попутно некоторые из расположенных там грече­ских городов-колоний. Власть персов над собой вы­нужденно признали и правители соседней Македо­нии.

Поводом для прямого вторжения в материковую Грецию послужила помощь, которую Афины и Эретрия (на острове Эвбея, лежащем неподалёку от Аттики) ранее оказали малоазийским эллинам, восстававшим против деспотической власти Ахеменидов. На ультимативное требование Дария I подчи­ниться ему ведущие полисы Эллады ответили ре­шительным отказом. После этого персидский экс­педиционный корпус высадился на Эвбее и опусто­шил её.

Затем он переправился в Аттику и на Марафон­ской равнине сразился со значительно уступавшим ему по численности ополчением афинян, на помощь которым успели прийти только отряды из беотийского города Платеи. Предводительствовавший афинской армией выдающийся полководец Мильтиад, верно оценив сложную боевую обстановку, стремительным ударом опрокинул фланги враже­ского строя, после чего были наголову разбиты и основные силы персов, поначалу одерживавшие ус­пех в центре. Остатки неприятельских войск в па­нике бежали на корабли.

С радостной вестью об одержанной победе в Афи­ны был немедленно отправлен гонец. Воин пробе­жал без передышки более 42 км и, сообщив сограж­данам о случившемся, упал замертво. Афинское войско также поспешило к родному городу. И, как оказалось, не зря. Персидский флот попытался за­стать афинян врасплох и напасть на почти лишён­ный защитников город, но опоздал и встретил на предполагаемом месте высадки своего десанта всё то же победоносное ополчение под командованием Мильтиада, после чего отправился обратно в Азию.

Ни Дарий I, ни наследовавший после него трон Ахеменидов его сын Ксеркс (485—465 гг. до н. э.) не могли примириться с неудачей, постигшей пер­сов на юге Балкан. Долго и тщательно готовился новый поход на Элладу. Наконец, в 480 г. до н. э. приготовления к нему закончились. Собралась ог­ромная армия, в которую вошли воинские контингенты из всех подвластных Ахеменидам земель и народов. Помимо персов здесь были родственные им мидяне и парфяне, бактрийцы и согдийцы (из Сред­ней Азии), ассирийцы и армяне, финикийцы и ара­бы, египтяне и эфиопы, индийцы и многие другие. Эти разноплемённые полчища переправились через пролив на европейский берег по двум гигантским наплавным мостам. Но удалось это только со второй попытки: в первый раз буря разметала сооружения, и лично возглавлявший поход персидский царь, придя в бешенство, приказал палачам отстегать плетьми водную гладь Геллеспонта (Дарданелл) за её непослушание великому владыке. Железным по­током текла масса вооружённых людей по север­ному берегу Эгейского моря всю весну и лето, пока не вступила на территорию Северной Греции.

К тому времени оформилась противостоящая персам коалиция эллинских полисов. Верховное руководство в ней было предоставлено Спарте, как имевшей самую боеспособную сухопутную армию. Но не менее важную роль играли на практике и Афины, располагавшие наиболее значительными военно-морскими силами. Инициатором создания крепкого афинского флота выступил виднейший политический деятель и военачальник Фемистокл.

Первое столкновение армии Ксеркса с греками произошло в Фермопилах. В этом чрезвычайно удобном для обороны месте, где дорога из Северной в Среднюю Грецию шла по узкому проходу между скалистыми горными кручами и болотистым бере­гом моря, эллинские военачальники надеялись ос­тановить продвижение несметных вражеских пол­чищ. Однако сил, достаточных для выполнения этой задачи, своевременно подготовлено не было.

Правда, командовавший сосредоточенными здесь греческими контингентами спартанский царь Леонид I так умело организовал оборону Фермопил, что персы, несмотря на беспрерывные их атаки и огромные людские потери, никак не могли преодо­леть это неожиданно возникшее и, казалось бы, со­вершенно незначительное препятствие. Только ког­да один предатель из числа местных жителей, рас­считывая на щедрую награду от Ксеркса, указал врагам ведущую через горы обходную тропу, всё решил подавляющий численный перевес персид­ских войск.

Леонид, поняв безвыходность ситуации, отпус­тил всех союзников. Сам же он и с ним 300 от­борных воинов-спартанцев, а также добровольцы из беотийского города Феспий остались прикрывать отход своих и все до еди­ного пали со славой в неравном бою.

Путь в Среднюю Грецию для персов был после этого открыт. Крупнейший полис Беотии — Фивы, и раньше склонявшийся на сторону Ксеркса, теперь поспешил признать его власть. Вся Аттика подверг­лась опустошению, Афины лежали в руинах, а их жители срочно эвакуировались на близлежащие острова — Саламин и Эгину, а также в город Трезена (в Арголиде). Спартанцы же и их ближайшие соседи-союзники сосредоточились на Истме (Ко­ринфском перешейке), дабы защитить единствен­ный сухопутный путь, ведущий к ним на Пелопон­несский полуостров.

Афиняне, оказавшиеся в самом бедственном по­ложении, сделали всё, чтобы произошло генераль­ное сражение общеэллинского флота с персидским. Оно завязалось в Саламинском проливе у берегов Аттики 20 сентября 480 г. до н. э. Более лёгкие и манёвренные греческие корабли, среди которых преобладали афинские (с экипажами, хорошо знав­шими тамошнюю акваторию, изобиловавшую под­водными камнями и мелями), дружно и решитель­но атаковали противника, нанеся ему сокрушитель­ное поражение. В подготовке и успешном прове­дении этого исторической важности сражения ре­шающую роль сыграл Фемистокл.

Опасаясь после саламинского разгрома, что гре­ки разрушат сооружённую им понтонную перепра­ву через Геллеспонт и лишат его возможности вер­нуться в Персию, Ксеркс поспешил начать отступ­ление по уже знакомому пути вдоль западного и северного берегов Эгейского моря. В Греции он ос­тавил с большим войском Мардония, отошедшего для зимовки на север — в союзную персам Фес­салию.

В кампании следующего, 479 г. до н. э. фактиче­ски решилась судьба эллинских полисов юга Бал­кан. Весной возобновилось наступление персов, действовавших вместе с фессалийцами и фиванцами. Мардоний вторгся в Аттику, и её население вновь было вынуждено искать убежища на Саламине. Но вторичное взятие Афин оказалось последним успехом Мардония.

Чтобы заставить пелопоннесцев вместо пассив­ной обороны Истма перейти в наступление, фак­тически предоставленные ими собственной судьбе афиняне, платейцы и мегарцы пригрозили своим союзникам заключением сепаратного мира с пер­сами. Угроза подействовала: Спарта и другие по­лисы Пелопоннесского союза послали, наконец, за Истм достаточно большое войско под предводитель­ством Павсания, племянника героя Фермопил — царя Леонида.

Мардоний отступил тогда в Беотию. Там у города Платеи произошла жестокая сеча, в которой глав­нокомандующий персов погиб и его армия полегла почти целиком (её остатки поспешили к Геллеспон­ту).

Приблизительно в то же самое время, в сентябре 479 г. до н. э., произошёл бой у мыса Микале (на малоазийском побережье, напротив острова Самос), в ходе которого десант, высаженный с эллинских кораблей, уничтожил главную базу ахеменидского флота. С этого момента наступает коренной перелом в ходе греко-персидских войн: угроза независимости эл­линских полисов юга Балкан исчезает, и на повест­ку дня встаёт вопрос об освобождении эллинских городов Малой Азии.

Спарта теперь выходит из борьбы. Главную роль в антиперсидской коалиции берут на себя Афины. В 478 г. до н. э. создаётся оборонительно-наступа­тельный союз, центром которого провозглашается Делос — остров в сердце Эгеиды, почитаемый как священное владение бога Аполлона. В рамках нового политического объединения роль гегемона за­крепляется за Афинами.

С образованием Делосского (Первого Афинского) союза боевые действия против войск Ахеменидской державы то затухают, то опять активизируются. Наиболее значительные вехи завершающих этапов греко-персидских войн — морские победы афинян при устье реки Эвримедонт (на юго-западе Малой Азии) в 469 г. до н. э. и около города Саламин (на Кипре) в 449 г. до н. э. Окончательным их итогом явилось признание Ахеменйдами полной независи­мости всех эллинских полисов Эгеиды. Оно было зафиксировано в 449 г. до н. э. Каллиевым миром, получившим своё название по имени заключившего его с царём Персии знатного афинского посла.

 По материалам исторической энциклопедии.

Давайте обсудим данную тему!