Всемирная ИсторияРазвитие Эрудиции

Древняя Япония

By 15 декабря 2013 Апрель 15th, 2016 No Comments

Говорят, есть прекрасная страна, окружён­ная со всех сторон голубыми горами. По­чему бы не пойти туда? — обратился Иваро к своему брату Ицусэ. Восприняв его молчание как согласие, Иваро решительно добавил: — Пой­дём туда». Так, согласно преданию, произошло переселение людей племён тэнсон и идзумо с острова Кюсю на остров Хонсю. Иваро посадил своих людей на ко­рабли и отправился в путь. 7 лет длился поход. Они обогнули берега родного Кюсю, вышли в Японское море и высадились на западном побережье Хонсю. Продвигаясь на восток, они поселялись на равнин­ных землях, которые позднее составили владения созданного ими государства Ямато, явились цент­ром становления японского народа.

Однако Иваро как врага встретили старейшины племён, ранее обосновавшихся в этих местах. Они оказали сильное сопротивление пришельцам-завое­вателям. Особенно упорно сражались местный ста­рейшина Нагасунэ-хико и его сторонники. Иваро пришлось даже покинуть Ямато. Только после ги­бели врага он со своими соплеменниками вернулся туда. Поселившись на новом месте, Иваро, как гласит легенда, первым делом выстроил святилище для хранения трёх волшебных предметов: металличе­ского зеркала, меча и яшмового ожерелья. Согласно поверьям, их передала как знаки власти своему внуку — богу Ниниги — богиня солнца Аматэрасу. Обладание ими давало Иваро повод причислить се­бя к наследникам богов и считать свою власть бо­жественной. Своими завоевательными походами он положил начало образованию общеплеменного сою­за под главенством вождей, а позднее царей — тэнно. Иваро, как сообщают японские летописи, пра­вил с 660 по 585 г. до н. э. После смерти его нарекли «Дзимму-тэнно» — «Небесный» или «Божествен­ный царь».

Начиная с Дзимму-тэнно, власть в роду прави­теля Ямато переходила по наследству. Вначале царь мало отличался по своему положению от главы гос­подствующего рода или вождя племени, но посте­пенно его власть распространилась и на остальных вождей Ямато. С увеличением числа членов цар­ского рода становится обычаем наделять их землёй. Важные преобразования в стране связаны с де­ятельностью царя Судзина (97—30 гг. до н. э.). Он, как свидетельствуют японские летописи, впервые ввёл налоги двух видов. Мужчины должны были посылать царю добычу своих «лука и стрел», т.е. добытое ими на охоте, а женщины — «изделия рук», т.е. ткани. Судзин вёл войны с неподвласт­ными ему инородцами. По четырём направлениям от Ямато он послал военачальников с наказом: «Если найдутся люди, не признающие наших ве­лений, взять войска и повергнуть этих людей на­земь». Своим именем — а оно переводится как «Он, который почитает богов», — Судзин обязан тому, что был не только царём, но и верховным жрецом Ямато.

В стране бытовал обычай хоронить вместе с ца­рём или членами царского рода живых людей. Пре­дание гласит, что царь Суйнин, сменивший на пре­столе Судзина, был потрясён зрелищем закапыва­ния людей в землю. Он сказал своим советникам: «Жаль заставлять тех, кто любил кого-нибудь при его жизни, следовать за ним и после его смерти. Хотя это и старый обычай, но зачем соблюдать его, если он плохой? Подумайте, как приостановить сле­дование за умершим?» Надоумил находчивый гла­ва гончаров Номи-но-сукунэ. Он предложил заме­нять живых людей их глиняными изображениями. Идея пришлась царю по вкусу, так и стали делать.

В Ямато существовал обычай, по которому каж­дый новый царь переносил прежнюю столицу на новое место, но в пределах страны. Так поступали по двум причинам. Во-первых, из-за боязни жить в доме умершего, который был не толь­ко дворцом, — там хранились святыни. Со временем создаётся общее святили­ще японских царей в Исэ. Так повелела богиня солнца Аматэрасу царевне Ямато, дочери царя Суйнина. С тех пор верховными жрицами святилища в Исэ всегда были девы-царевны. Во-вторых, царе­вич-наследник жил отдельно в своей ставке, кото­рую и объявляли столицей.

Со временем владения Ямато увеличивались. За­воевательные войны велись в царствование Кэйко (71—130 гг. н. э.). Его сын, царевич Ямато-такэру, что значит «Богатырь Ямато», сражался против не­покорных племён — кумасо на острове Кюсю и эбису на острове Хоккайдо. 16-летним юношей с дружиной искусных лучни­ков Ямато-такэру отправился в поход против кумасо. Перед этим он проявил себя дома: убил брата-близнеца за непослушание царю-отцу.

С двумя непокорными вождями кумасо Ямато-такэру справился, прибегнув к хитрости. К одному он проник под видом красивой девушки, а когда во время пира вождь кумасо опьянел, ударил его кин­жалом в сердце. С другим царевич для вида по­дружился, но во время купания убил его беззащит­ного. На Хоккайдо Ямато-такэру сражался 10 лет с мятежными эбису. Совершить легендарные подви­ги царевичу помогла его тётка, Ямато-химэ, вер­ховная жрица святилища в Исэ. Она дала племян­нику волшебное огниво и меч бога урагана Сусаноо, который потом стали называть «Кусанаги» — «Це­лебная трава» или «Истребитель травы». Легенда рассказывает, что однажды враги подожгли зарос­ли высокой травы, в которых укрывался Ямато-такэру. Огонь подступал всё ближе, тогда царевич на­чал рубить мечом горящую траву и в конце концов спасся от гибели.

Ямато-такэру умер от ран на чужбине. Перед смертью он писал царю: «Я лежу среди душистых полей, но не забочусь о жизни. Я сожалею только о том, что не могу предстать перед тобой…» В этих словах звучат мужество и преданность воина, ко­торые Ямато-такэру оставил в наследие своим по­томкам.

Войны сыграли важную роль в укреплении вла­сти царствующего рода Ямато. Во время походов царь или его ближайшие родственники станови­лись во главе ополчения. Львиная доля захвачен­ной добычи шла царю и его близким, в храмы, где священнодействовали опять же люди из царствую­щего дома. Военнопленные обрабатывали царские земли или зачислялись в разряд ремесленников, многие из которых работали на царский род.

В результате завоевательных походов Ямато ста­рейшины побеждённых инородцев становились подчинёнными владетелям Ямато, их данниками. Для укрепления своей власти в покорённых землях цари Ямато назначали туда в качестве правителей своих родственников, которые проявили себя храб­рыми или способными людьми.

С расширением территории, подвластной царям Ямато, и увеличением населения на ней им уже трудно единолично справляться с делами управле­ния. При государе Сэйму (131—190 гг.) впервые появляется должность «оми» — ближайшего по­мощника царя по управлению Ямато, а в области назначаются губернаторы и уездные начальники.

Преемник царя Сэйму, красавец-великан Тюай не отличался воинственным духом. Однажды его жена, царица Дзингу, увидела во сне земли, ле­жащие на юго-западе от Ямато, которые могли быть завоёваны. Это была Корея. Дзингу поведала свой сон царю, закончив рассказ словами: «Там изоби­лие разных сокровищ, манящих глаз, от золота до серебра. Я теперь дам эту землю тебе». Тюай вместо ответа продолжал играть на флейте. Всё-таки покой его был потревожен. Вновь восстали непокорные кумасо. Они разгромили войска Тюая, смертельно ранив его самого. Царица Дзингу жестоко отомсти­ла им за смерть мужа, но и ей не удалось их окон­чательно покорить. Они, как и эбису, боролись за свободу в течение нескольких последующих веков.

Похоронив мужа и усмирив восставших, царица Дзингу предприняла поход против корейского го­сударства Силла, давнего союзника кумасо. Она лично возглавила поход в заморский край. Военная экспедиция потребовала много средств и трудов на постройку кораблей, подготовку снаряжения, мно­жество людей насильно взяли на войну. Недоволь­ством населения воспользовались царевичи Кагосака и Осикума. В отсутствие Дзингу они возгла­вили мятеж. Однако верным Дзингу людям во главе с советником Такэноути-но сукунэ удалось вовремя его подавить.

Наследник Дзингу, Одзин, правивший страной с 270 по 310 г., мечтал о морских походах и обязал жителей приморской области Идзу бесплатно, в ка­честве дани, строить для него корабли. В то время их корпуса делали, выдалбливая из стволов дере­вьев.

У Одзина появился целый флот — 500 судов — карано. Столько до него не было ни у одного царя Ямато. К судостроительству в Ямато поневоле ока­зались причастными жители Кореи. Часть кораб­лей Одзина сгорела неподалёку от домов, где раз­мещались послы корейского царства Силла. Их об­винили в поджоге. Тогда правитель Силлы прислал в Ямато искусных корабелов. Там они потом ос­новали наследственный союз кораблестроителей. При Одзине создаётся промысловый союз рыба­ков. До этого они были разобщены. Пользуясь этим, царский двор забирал у них рыбу. Со временем, осознав свою силу, рыбаки отказались выполнять приказы царских властей. После длительных пе­реговоров царским указом было разрешено созда­ние союза рыбаков, который представлял их ин­тересы.

С развитием в стране разнообразных промыслов появились особые группы ремесленников, которые обслуживали царский двор и знать. Так, в конце III в. в распоряжение одного из царевичей было выделено 10 артелей ремесленников: ткачей парчи, изготовителей щитов, мечей, луков, стрел, резных камней и т.д.

Для развития ремёсел цари Ямато поощряли пе­реселение в свою страну искусных мастеров из-за рубежа. При Одзине с этой целью в другие страны было направлено несколько посольств. По приказу царя в Китай, в царство У, отправился приехавший оттуда Ати-но оми с сыном. Им надлежало привезти в Ямато искусных ткачих и портных. Позже из ко­рейского царства Пэкче прибыли гончары, шорни­ки, вышивальщицы.

После смерти Одзина почти три года шла борьба за власть. Старший сын царя был убит, младший покончил жизнь самоубийством. Трон достался среднему — Нинтоку (313—399 гг.). То, что увидел новый царь вокруг себя, поразило его: войны, меж­дуусобицы знати оборачивались бедами и нищетой для населения страны. Японские летописи донесли до нас слова Нинтоку: «Мы взошли на высокую башню и взглянули окрест, но нигде с земли не поднималось дыма. Из этого мы заключили, что на­род беден и в домах никто не варит риса». После этого Нинтоку списал недоимки, на три года отка­зался от получения земельного налога. Сам стал хо­дить в старой одежде и поношенной обуви. Во двор­це его, говорится в хвалебной оде в честь царя, в дождь переходили из одной комнаты в другую, так как протекала крыша.

Хозяйственное состояние страны не было безраз­лично царю. Природные условия, пригодные для возделыва­ния злаков, и богатое рыбой море обусловили ос­новные занятия жителей страны Ямато — земледе­лие и рыболовство. По преданию, земледелие было делом нелёгким. Удобной для обработки земли бы­ло мало. Освоение горных участков требовало боль­ших усилий. С распространением железных орудий почву стали обрабатывать кирками, мотыгами, ло­патами. Вошла в обиход соха с бычьей тягой. Вы­ращивание риса, ставшего излюбленной пищей на­селения Ямато, требовало создания поливных по­лей, каналов, плотин, водохранилищ — проведения обширных гидротехнических работ.

С именем царя Юряку (457—479 гг.) связаны особые заботы о развитии шелководства. По преда­нию, он будто бы собрал расселившихся в разных местах людей рода Хата, умевших получать шёл­ковые нити, и поселил их вместе, приказав зани­маться шелководством и ткать шёлковые ткани. В 472 г. вышли указы о разведении тутовника везде, где он может расти. И одновременно предписыва­лось вновь расселить людей рода Хата по различ­ным местам, чтобы они могли обучить большее ко­личество крестьян шелкоделию. За годы правления царей Нинтоку и Юряку хозяйство страны окрепло, народ стал жить лучше. Цари получили такую большую власть, что самые могущественные главы родов не могли мешать им править. Однако постепенно в царском семействе начались разлады. Они вдохновили Матори, члена семейства Хэгури, захватить трон у десятилетнего царя Бурэцу (499— 506 гг.). Но против Матори выступила военная знать, и род Хэгури был истреблён.

В VI в. значение царской власти падает, вновь верховодят влиятельные старейшины родов. Бес­предел и распри царят в Ямато. Им пришёл конец после решающих сражений домов Мононобэ и Сога. Воинов Мононобэ возглавлял родоначальник Мория, воинов Сога — шестнадцатилетний царевич Сётоку-тайси. В решающем сражении Мория был убит, погибли многие его родственники и сторон­ники, а оставшихся в живых обратили в рабство. Их имущество перешло в казну. Как гласит предание, во время битвы голову Сётоку-тайси украшал шлем с изображением четырёх царей — стражей мира, которые защищают мир и людей от злых сил. С их изображениями, как и с другими образами буддийских богов и защитников, японцы познакомились впервые в 552 г., когда ко­роль корейского государства Пэкче прислал в Ямато статую Будды, отлитую из золота. Его сопровож­дали буддийские монахи. С новой религией перво­начально познакомился царский двор. Сётоку-тайси был приверженцем буддизма и всеми силами со­действовал его распространению в стране, надеясь с его помощью стать вершителем судеб народа.

В 604 г. он опубликовал «Закон из 17 статей». В нём излагались основы управления государством. Например, в статье 3 говорилось: «Когда получаете повеление государя, обязательно соблюдайте его… Если не будете соблюдать, погубите сами себя»; в статье 4: «Все сановники и должностные лица, счи­тайте самым главным закон… Если нет закона на­верху, нет порядка и внизу. Если же нет закона внизу, обязательно появляются преступления»; «Долг чиновника — справедливо, не поддаваясь со­блазну обжорства и алчности, рассматривать жало­бы, ему подаваемые» — статья 5; «Сановники и чиновники! Рано приходите на службу и поздно уходите! Дел очень много» — статья 8.

На рубеже середины VII в. для страны Ямато заканчивается период древности, и она вступает в новую пору своего развития. На смену «Ямато» приходит «Ниппон» — «Япония» — «Страна вос­ходящего солнца».

Leave a Reply