Продолжим рассматривать способы искусственного увеличения показателей в IQ тестах и сегодня мы поговорим о вербальном мышлении. Что такое вербальное мышление? Не будем вдаваться в сложные определения данного термина, а скажем просто – это когда люди свои мысли и восприятие действительности выражают на каком-либо языке при помощи слов. В заданиях на определение IQ задачки на вербальное мышление являются наиболее частыми. Сюда входят такие задания как: найти лишнее слово из некоторого ряда слов, сопоставить аналогии, найти недостающее слово и так далее. В данной статье я хочу рассмотреть типичные вопросы в тестах на определение IQ, которые связаны с вербальным мышлением. Если Вы научитесь выявлять такие задания и понимать общую технику их решения, то сможете повысить свой уровень IQ на несколько пунктов. Приступим!
Первое с чего начнем – это задания на выявление лишних слов. Рассмотрим несколько вариантов.
Задание 1: найдите слово, которое не связано с остальными
кот собака петух волк баран козел
В подобного рода заданиях основной упор делается на общий уровень Вашего развития. В принципе, любой школьник и даже дошкольник увидит, что все животные кроме волка являются домашними. Но это задание простое. А вот чуть более сложное, в котором надо быть несколько эрудированнее.
Задание 2: найдите слово, которое не связано с остальными
карась акула кит окунь щука карп
Вроде бы все они плавают и имеют отношение к воде, но эрудированный человек знает, что кит в отличие от остальных относится к млекопитающим. В подобных заданиях единственным помощником служит Ваша эрудиция. Ее нужно развивать. Чаще читайте познавательные книги, энциклопедии, узнавайте интересные факты и так далее.
Однако кроме заданий на эрудицию могут быть и задания на выявление общих признаков в самих словах, а вернее в их написании. Например.
Задание 3: найдите слово, которое не связано с остальными
крик довод аляска куртка кубок
В данном случае трудно найти что-то общее, что выделяло бы группу хотя бы из трех слов. Поэтому нужно искать ответ в их написании. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что четыре из пяти слов начинаются и заканчиваются на одну и ту же букву и только пятое слово «куртка» — нет.
Здесь может быть что угодно. Например, можно посчитать количество букв в словах или порядок гласных или согласных. Наиболее популярный перечень подходов в таких заданиях:
— одинаковое количество букв в словах
— одинаковая первая или последняя буквы
— количество слогов
— порядок букв в алфавитном или обратный алфавитному порядок, а также порядок гласных и согласных букв
— написание самих букв, например письменные (у д ц и другие )которые пишутся вниз или которые пишутся вверх (б или в) + симметричные буквы по вертикали (П или О) и горизонтали (О или Х).
Еще один примерчик:
Задание 4: найдите слово, которое не связано с остальными
кнопка студент малина зиккурат горсть
Очевидно, что это не группа общих слов, а значит надо искать подвохи в написании. Здесь многое зависит от Вашего внимания и интуиции. Так, к примеру, внимательный человек заметит следующее в этих словах:
кНОПка СТУдент малина ЗИКкурат гоРСТь
В четырех словах есть по три повторяющихся по алфавиту буквы и только в малине нет. Однако не стоит отчаиваться, если сразу Вы не увидите закономерностей, ведь можно просто потренироваться немного в разгадывании подобных заданий и Вы уже будете приблизительно ориентироваться, где может быть зарыта собака. Здесь не так уж и много вариаций в которых можно зашифровать группы несвязанных слов, так что увидев однажды подвохи в одних заданиях – Вы уже сможете находить их в других.
В следующих статьях я подробно опишу другие задания на вербальное мышление, которые также часто встречаются в тестах на определение IQ. Это приставки, аналогии, асимметрии и так далее. Следите за новыми выпусками в разделе Развитие Интеллекта.
Юрий Ретроман.
Нет, ну задание 4 — это черезчур)
Ага, а между тем такие очень часто мелькают в тестах.
для меня в первой группе другой ответ очевиден. Все животные млекопитающие, а петух — птица
Молодец, что обратила на это внимание, Ева. Это как раз один из примеров, которые подтверждают субъективную оценку тестов как показателя интеллекта. Аналогичным образом можно находить нечто общее из различных групп слов, но что не будет засчитано, так как составители имели в виду совершенно другие аналогии.