Древний Китай… Там с незапамятных времён земля желта. И жёлты воды великой реки, которую так и назвали — Жёлтая — Хуанхэ. Сидя на её берегу, богиня Нюйва лепила человечков из жёлтой глины. Они выскальзывали из её животворных рук и заселили эту землю. Владыка их звался Жёлтым государем — Хуанди. Так рассказывает легенда. Давайте рассмотрим историю Древнего Китая подробнее.
С чего все начиналось.
Плодородная почва и обилие воды обусловили основное занятие древних обитателей долины Хуанхэ — земледелие. Осваивая новые земли, удалённые от воды, люди научились их орошать, прокладывая каналы.
Получать больший урожай стали тогда, когда орудия начали делать не из камня, как прежде, а из бронзы и железа. Стрела с металлическим наконечником вместо кремнёвого или костяного и железный меч вместо камня или дубины были гораздо удобнее на охоте и в бою. Возможность с их помощью присвоить имущество соседей, присоединить чужие земли порождала частые войны между различными родами и племенами. Столкновения с соседями-инородцами продолжались и с появлением государственных образований: уделов, княжеств, царств.
Племя шан с переселением в долину Хуанхэ стало называться инь. Оно осело на новых землях, изгнав после кровопролитной борьбы жившее здесь ранее племя цян, или ся. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Среди подданных укреплялось представление о них как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле божественных сил. Это был поворотный момент в становлении государства на Центральной равнине, как издавна называлась долина Хуанхэ. «Чжун Го» — «Срединное государство» — так стали именовать свою страну сами жители Китая.
Государство Шан-Инь, просуществовав с 1766 по 1122 г. до н. э., подпало под власть племени чжоу, владыки которого, правившие с 1122 по 247 г. до н. э., называли себя ванами — царями. Первым из них был У-ван — «Царь-воитель». Он раздавал соратникам земли и титулы: «гун», «хоу», «бо», «цзы», «нань», что подобно европейским «герцог», «князь», «граф», «барон», «баронет». Под натиском соседних племён и собственной родовой знати Чжоуское царство распалось на уделы. Это время (с 770 по 403 г. до н. э.) жители Срединного государства называли порой «Весны и Осени».
Правители уделов сражались друг с другом и с соседями-иноплеменниками, которых считали дикарями. На смену Весне и Осени пришло лихолетье Воюющих царств, продолжавшееся почти два века — с 403 по 221 г. до н. э. В смертельную схватку вступили правители семи царств. «В сраженьях за овладение городами убитые переполняли города, — писал современник, — а в битвах за земли поля сражений сплошь устилались телами убитых». После одного такого побоища под Чанпином в 260 г. до н. э. воины царства Цинь живьём закопали 400 тыс. сдавшихся в плен ратников царства Чжао.
Царство Цинь
Победителем из войны вышло царство Цинь. Его победам над соседями способствовала новая организация войска: в атакующих отрядах была молодёжь, в обороняющих — пожилые воины.
Покорив все шесть царств соперников и учинив там повальную резню, правитель Цинь, тринадцатилетний Чжэн-ван, объявил себя «хуанди» (владыка, император) и стал именоваться Цинь Шихуанди — первый император Цинь. В подвластных ему землях он покончил с властью удельных правителей. Вся страна была разделена на области, а те в свою очередь — на уезды. Начальники областей и уездов назначались из столицы и в любой момент могли быть смещены по воле хуанди. В прежних шести царствах в качестве денег в ходу были панцири черепах, раковины, куски яшмы. Цинь Шихуанди приказал рассчитываться только золотыми и медными монетами. Жизнь в государстве должна была идти по общим правилам. Император ввёл единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, установил одинаковую ширину колеи для повозок, утвердил обязательные для всех законы, приказал всю обрядовую утварь и оружие делать по единому образцу.
Цинь Ши-хуанди считал строгое соблюдение законов первостепенным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Семья отвечала за поведение каждого своего члена. Так надеялись искоренить грабителей и разбойников.
Усыпальница Цинь Ши-хуанди
Усыпальница Цинь Ши-хуанди может потягаться с пирамидами фараонов Древнего Египта. В течение 37 лет 720 000 человек строили её на горе Ли. Сперва в горе вырыли громадную яму, докопавшись до трёх ключей. Воду их отвели, и отверстия залили медью. Над ямой насыпали курган, засадив его деревьями и кустарниками. Дно могилы и стены выложили лакированными камнями и яшмой. На полу поставили модели священных гор и наполненные ртутью подобия морей и рек с плавающими по ним золотыми и серебряными птицами. Потолку придали вид неба с различными светилами. Вместе с Цинь Ши-хуанди в могилу положили несколько сот девушек, в том числе 10 сестёр государя.
Династия Хань
Вскоре после кончины первого хуанди вспыхнула междоусобица. Победителем в схватке за власть вышел Лю Бан, волостной начальник. Он положил начало династии Ранней, или Западной, Хань (206 г. до н. э. — 25 г. н. э.).
Первым правителям дома Хань пришлось уделять основное внимание восстановлению разрушенного междоусобицами хозяйства. Ко времени вступления на престол государя Лю Чэ (140—87 гг. до н. э.) центральная власть окрепла, оживление производства пополнило казну. Можно было обратить силы на расширение границ. Лю Чэ оправдывал своё императорское имя — У-Ди, «Государь-Воин».
Но войны были разорительны для страны. Множились налоги в казну. Из-за войн не хватало рук для ремонта оросительных сооружений. Участились наводнения и засухи. Разорение захватило и деревню, и город. Уже в конце царствования У-ди народ стал браться за оружие. При преемнике У-ди начались бунты в самой столице.
На волне выступлений против Ван Мана, убитого в 23 г., выдвинулся Лю Сю. В 25 г. он принял титул государя, положив начало Восточной, или Поздней, Ханьской династии (25—220 гг.). Восточной она называлась потому, что столица была перенесена с запада — из города Чанань — на восток, в город Лоян. В эпоху Восточной Хань для выплавки чугуна и выпаривания соли стали применять гидравлические воздуходувки у печей, которые работали на природном газе.
Был найден способ изготовления дешёвой бумаги из древесной коры, очёсков конопли, тряпья, старых рыболовных снастей. Новая династия была воинственной. Велись войны с Северным Вьетнамом, правительница которого отказалась платить дань китайскому двору; ожесточённо сражались китайские войска с хуннами в Центральной Азии.
Внутри страны также шла борьба. Смертельным ударом для династии Восточная Хань послужило в 184 г. крестьянское восстание Жёлтых повязок (такие повязки носили на головах повстанцы). Падение династии довершила междоусобица чиновников и землевладельцев. Последний государь Восточной Хань Сянь-ди был увезён из столицы и стал заложником военачальников Дун Чжо и Цао Цао. Оба, как и их предшественник Ван Ман, считаются величайшими изменниками в истории Китая, ибо они предали своего государя.
С падением Восточной Ханьской династии единое китайское государство распалось на три самостоятельных царства: Вэй со столицей в Лояне, У со столицей в Цзянькане и Шу со столицей в Чэнду.
Период Троецарствования
Наступил период Троецарствия, длившийся с 220 по 280 г. и сопровождавшийся междоусобицами и смутами. В 263 г. войска царства Вэй уничтожили царство Шу, в 280 г. — покорили царство У. С 265 г. правящая династия называла себя Западной Цзинь. Через 10 лет после объединения страны вспыхнул мятеж восьми князей, потом произошло вторжение западных и северных кочевых племён в район Центральной равнины.
В 316 г. династия Западная Цзинь была вынуждена перенести столицу на юг. В 318 г. её правитель был свергнут, и стала править династия Восточная Цзинь (317—420 гг.), со столицей в Цзянькане (совр. Нанкин). В 420 г. трон захватил военачальник Лю Юй, основав династию Сун. Начался период южных династий. Китайским государствам южных династий противостояли государства, созданные в Северном Китае некитайским народом сяньби. Во главе их стояли правители из династий Северная Вэй, Северная Ци и Северная Чжоу.
Несмотря на междоусобицы ханьских правителей, к этому времени произошло становление и упрочение общности ханьского народа, основанной на единстве языка, письменности и обычаев (в первую очередь обычая почитания предков).
По материалам исторической энциклопедии