Всемирная ИсторияРазвитие Эрудиции

Знакомство с Древним Китаем

By 6 декабря 2013 Апрель 15th, 2016 No Comments

Древний Китай… Там с незапамятных времён земля желта. И жёлты воды великой реки, которую так и назвали — Жёлтая — Хуанхэ. Сидя на её берегу, богиня Нюйва лепила человечков из жёлтой глины. Они выскальзывали из её жи­вотворных рук и заселили эту землю. Владыка их звался Жёлтым государем — Хуанди. Так расска­зывает легенда. Давайте рассмотрим историю Древнего Китая подробнее.

С чего все начиналось.

Плодородная почва и обилие воды обусловили основное занятие древних обитателей долины Ху­анхэ — земледелие. Осваивая новые земли, удалён­ные от воды, люди научились их орошать, прокла­дывая каналы.

Получать больший урожай стали тогда, когда орудия начали делать не из камня, как прежде, а из бронзы и железа. Стрела с металлическим нако­нечником вместо кремнёвого или костяного и же­лезный меч вместо камня или дубины были гораздо удобнее на охоте и в бою. Возможность с их по­мощью присвоить имущество соседей, присоеди­нить чужие земли порождала частые войны между различными родами и племенами. Столкновения с соседями-инородцами продолжались и с появлени­ем государственных образований: уделов, кня­жеств, царств.

Племя шан с переселением в долину Хуанхэ ста­ло называться инь. Оно осело на новых землях, из­гнав после кровопролитной борьбы жившее здесь ранее племя цян, или ся. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Среди подданных укреплялось представление о них как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле бо­жественных сил. Это был поворотный момент в ста­новлении государства на Центральной равнине, как издавна называлась долина Хуанхэ. «Чжун Го» — «Срединное государство» — так стали именовать свою страну сами жители Китая.

Государство Шан-Инь, просуществовав с 1766 по 1122 г. до н. э., подпало под власть племени чжоу, владыки которого, правившие с 1122 по 247 г. до н. э., называли себя ванами — царями. Первым из них был У-ван — «Царь-воитель». Он раздавал соратникам земли и титулы:  «гун»,  «хоу»,  «бо», «цзы», «нань», что подобно европейским «герцог», «князь», «граф», «барон», «баронет». Под натис­ком соседних племён и собственной родовой знати Чжоуское царство распалось на уделы. Это время (с 770 по 403 г. до н. э.) жители Срединного государ­ства называли порой «Весны и Осени».

Правители уделов сражались друг с другом и с соседями-иноплеменниками, которых считали ди­карями. На смену Весне и Осени пришло лихолетье Воюющих царств, продолжавшееся почти два ве­ка — с 403 по 221 г. до н. э. В смертельную схватку вступили правители семи царств. «В сраженьях за овладение городами убитые переполняли города, — писал современник, — а в битвах за земли поля сражений сплошь устилались телами убитых». Пос­ле одного такого побоища под Чанпином в 260 г. до н. э. воины царства Цинь живьём закопали 400 тыс. сдавшихся в плен ратников царства Чжао.

Царство Цинь

Победителем из войны вышло царство Цинь. Его победам над соседями способствовала новая органи­зация войска: в атакующих отрядах была моло­дёжь, в обороняющих — пожилые воины.

Покорив все шесть царств соперников и учинив там повальную резню, правитель Цинь, тринадца­тилетний Чжэн-ван, объявил себя «хуанди» (вла­дыка, император) и стал именоваться Цинь Шихуанди — первый император Цинь. В подвластных ему землях он покончил с властью удельных пра­вителей. Вся страна была разделена на области, а те в свою очередь — на уезды. Начальники областей и уездов назначались из столицы и в любой момент могли быть смещены по воле хуанди. В прежних шести царствах в качестве денег в ходу были пан­цири черепах, раковины, куски яшмы. Цинь Шихуанди приказал рассчитываться толь­ко золотыми и медными монетами. Жизнь в государстве должна была идти по общим правилам. Император ввёл единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, установил одинаковую ширину колеи для повозок, утвердил обязательные для всех законы, приказал всю обрядовую утварь и оружие делать по единому образцу.

Цинь Ши-хуанди считал строгое соблюдение за­конов первостепенным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Семья отвечала за поведение каждого своего чле­на. Так надеялись искоренить грабителей и разбойников.

Усыпальница Цинь Ши-хуанди

Усыпальница Цинь Ши-хуанди может потягать­ся с пирамидами фараонов Древнего Египта. В те­чение 37 лет 720 000 человек строили её на горе Ли. Сперва в горе вырыли громадную яму, докопавшись до трёх ключей. Воду их отвели, и отверстия залили медью. Над ямой насыпали курган, засадив его де­ревьями и кустарниками. Дно могилы и стены вы­ложили лакированными камнями и яшмой. На по­лу поставили модели священных гор и наполнен­ные ртутью подобия морей и рек с плавающими по ним золотыми и серебряными птицами. Потолку придали вид неба с различными светилами. Вместе с Цинь Ши-хуанди в могилу положили несколько сот девушек, в том числе 10 сестёр государя.

Династия Хань

Вскоре после кончины первого хуанди вспыхну­ла междоусобица. Победителем в схватке за власть вышел Лю Бан, волостной начальник. Он положил начало династии Ранней, или Западной, Хань (206 г. до н. э. — 25 г. н. э.).

Первым правителям дома Хань пришлось уде­лять основное внимание восстановлению разрушен­ного междоусобицами хозяйства. Ко времени вступления на престол государя Лю Чэ (140—87 гг. до н. э.) центральная власть окрепла, оживление производства пополнило казну. Можно было обра­тить силы на расширение границ. Лю Чэ оправды­вал своё императорское имя — У-Ди, «Государь-Во­ин».

Но войны были разорительны для страны. Множились налоги в казну. Из-за войн не хватало рук для ремонта оросительных сооружений. Участи­лись наводнения и засухи. Разорение захватило и деревню, и город. Уже в конце царствования У-ди народ стал браться за оружие. При преемнике У-ди начались бунты в самой столице.

На волне выступлений против Ван Мана, убитого в 23 г., выдвинулся Лю Сю. В 25 г. он принял титул государя, положив начало Восточной, или Поздней, Ханьской династии (25—220 гг.). Восточной она на­зывалась потому, что столица была перенесена с запада — из города Чанань — на восток, в город Лоян. В эпоху Восточной Хань для выплавки чугуна и выпаривания соли стали применять гидравлические воздуходувки у печей, которые работали на природном газе.

Был найден способ изготовления дешёвой бумаги из древесной коры, очёсков коноп­ли, тряпья, старых рыболовных снастей. Новая династия была воинственной. Велись вой­ны с Северным Вьетнамом, правительница которого отказалась платить дань китайскому двору; оже­сточённо сражались китайские войска с хуннами в Центральной Азии.

Внутри страны также шла борьба. Смертельным ударом для династии Восточная Хань послужило в 184 г. крестьянское восстание Жёлтых повязок (та­кие повязки носили на головах повстанцы). Паде­ние династии довершила междоусобица чиновни­ков и землевладельцев. Последний государь Вос­точной Хань Сянь-ди был увезён из столицы и стал заложником военачальников Дун Чжо и Цао Цао. Оба, как и их предшественник Ван Ман, считаются величайшими изменниками в истории Китая, ибо они предали своего государя.

С падением Восточной Ханьской династии еди­ное китайское государство распалось на три само­стоятельных царства: Вэй со столицей в Лояне, У со столицей в Цзянькане и Шу со столицей в Чэнду.

Период Троецарствования

Наступил период Троецарствия, длив­шийся с 220 по 280 г. и сопровождав­шийся междоусобицами и смутами. В 263 г. войска царства Вэй уничтожили царство Шу, в 280 г. — покорили царство У. С 265 г. правящая династия называла себя Западной Цзинь. Через 10 лет после объединения страны вспыхнул мятеж восьми князей, потом произошло вторжение запад­ных и северных кочевых племён в район Централь­ной равнины.

В 316 г. династия Западная Цзинь была вынуж­дена перенести столицу на юг. В 318 г. её правитель был свергнут, и стала править династия Восточная Цзинь (317—420 гг.), со столицей в Цзянькане (совр. Нанкин). В 420 г. трон захватил военачаль­ник Лю Юй, основав династию Сун. Начался пери­од южных династий. Китайским государствам юж­ных династий противостояли государства, создан­ные в Северном Китае некитайским народом сяньби. Во главе их стояли правители из династий Се­верная Вэй, Северная Ци и Северная Чжоу.

Несмотря на междоусобицы ханьских правите­лей, к этому времени произошло становление и уп­рочение общности ханьского народа, основанной на единстве языка, письменности и обычаев (в первую очередь обычая почитания предков).

По материалам исторической энциклопедии

Leave a Reply