Всемирная ИсторияРазвитие Эрудиции

История Инквизиции + видео

By 15 декабря 2011 Апрель 15th, 2016 One Comment

История ИнквизицииИнквизиция – весьма интересное и неоднозначное явление в истории человечества. Если вспомнить об инквизиции, то обычно у нас сразу возникают ассоциации с сожжением на кострах ведьм и еретиков, а также вспоминаются такие ученые как Джордано Бруно, который за свои взгляды был сожжен инквизицией, Галилео Галилей, который публично отрекся от своих взглядов и так далее. Однако историю самой инквизиции знают немногие. Восполним пробелы в данной тематике и рассмотрим историю инквизиции, а также ознакомимся с интересным видеофайлом о деятельности Томаса де Торкемады, личность которого тесно связана с инквизицией. Но обо всем по порядку.

Инквизиция — трибунал католической церк­ви, осуществлявший сыскные, судебные и карательные функции; имеет многовековую историю. Возникновение её связано с борьбой про­тив еретиков — тех, кто проповедовал религиозные взгляды, не отвечающие установленным церковью догмам. Первым известным еретиком, сожжённым на костре за свои убеждения в 1124 г., был Пётр из Брюи, требовавший упразднения церковной иерар­хии. Под этот акт ещё не было подведено никакой «правовой» основы. Она стала складываться в кон­це XII — первой трети XIII вв.

В 1184 г. Папа Луций III собрал в Вероне собор, решения которого обязывали священнослужителей собирать сведения об еретиках и проводить их ро­зыск. Согласно папской булле, кости ранее умер­ших еретиков, как оскверняющие христианские кладбища, подлежали эксгумации и сожжению, а имущество, унаследованное кем-либо из близких, — конфискации. Это была своего рода прелюдия появления института инквизиции. Общепризнан­ной датой его создания является 1229 г., когда цер­ковные иерархи на своём консилиуме в Тулузе объ­явили о создании трибунала инквизиции, предназ­наченного для сыска, суда и наказания еретиков. В 1231 и 1233 гг. последовали три буллы Папы Гри­гория IX, обязывавшие всех католиков претворять в жизнь решение тулузского консилиума.

Церковные карательные органы появились в Италии (за исключением Неаполитанского коро­левства), Испании, Португалии, Франции, Нидер­ландах, Германии, в португальской колонии Гоа, а после открытия Нового Света — в Мексике, Бра­зилии и Перу.

После изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом в середине XV в. трибуналы инкви­зиции фактически взяли на себя функции цензоров. Год от года пополнялся список запрещённых книг

и к 1785 г. составил свыше 5 тыс. наименований. Среди них — книги французских и английских просветителей, «Энциклопедия» Дени Дидро и др.

Наиболее влиятельной и жестокой инквизиция оказалась в Испании. По существу представления об инквизиции и инквизиторах сложились под вли­янием сведений о преследованиях и расправах с еретиками, связанных с именем Томаса де Торкемады, с его жизнью и деятельностью. Это самые мрачные страницы истории инквизиции. Личность Торкемады, описанная историками, теологами, врачами-психиатрами, и по сей день вызывает ин­терес.

Томас де Торкемада родился в 1420 г. Его дет­ство и отрочество не оставили свидетельств серьёз­ных душевных потрясений и отклонений в психи­ке. В школьные годы он служил примером добро­порядочности не только для однокашников, но да­же и для учителей. Став затем монахом ордена до­миниканцев, он отличался безупречным отношени­ем к традициям ордена и монашескому образу жиз­ни, досконально выполнял религиозные обряды. Орден, основанный в 1215 г. испанским монахом Доминго де Гусманом (латинизированное имя До­миник) и утверждённый папской буллой 22 декабря 1216 г., был главной опорой папства в борьбе с ере­сью.

Глубокая набожность Торкемады не осталась не­замеченной. Молва о ней дошла до королевы Иза­беллы, и та не раз предлагала ему возглавить круп­ные приходы. Он неизменно отвечал вежливым от­казом. Однако, когда Изабелла пожелала иметь его своим духовником, Торкемада посчитал это за ве­ликую честь. По всей вероятности, ему удалось за­разить королеву своим религиозным фанатизмом. Его влияние на жизнь королевского двора было зна­чительным. В 1483 г., получив титул Великого инквизитора, он практически возглавил испанский ка­толический трибунал.

Приговором тайного суда инквизиции могло быть публичное отречение, штраф, тюремное за­ключение и, наконец, сожжение на костре — цер­ковь применяла его в течение 7 веков. Последняя казнь состоялась в Валенсии в 1826 г. Сожжение ассоциируется обычно с аутодафе — торжествен­ным оглашением приговора инквизиции, а также исполнением его. Такая аналогия вполне правомер­на, т. к. все другие формы наказания обставлялись инквизицией более буднично.

В Испании Торкемада намного чаще, чем инк­визиторы других стран, прибегал к крайней мере: за 15 лет по его приказу сожжено 10 200 человек. Жертвами Торкемады можно считать и 6800 чело­век, приговорённых к смерти заочно. Кроме того, подверглись различным наказаниям 97 321 чело­век. Преследовались в первую очередь крещёные евреи — марраны, обвиняемые в приверженности к иудаизму, а также мусульмане, принявшие хрис­тианство, — мориски, подозревавшиеся в тайном исповедании ислама. В 1492 г. Торкемада склонил испанских королей Изабеллу и Фердинанда к вы­сылке из страны всех евреев.

Этот «гений зла» умер естественной смертью, хо­тя, будучи Великим инквизитором, постоянно тряс­ся за свою жизнь. На его столе всегда находился рог носорога, с помощью которого, согласно пове­рью той эпохи, можно было обнаружить и нейтра­лизовать яд. Когда он передвигался по стране, его сопровождали 50 всадников и 200 пехотинцев.

К сожалению, Торкемада не унёс с собой в мо­гилу варварские методы борьбы с инакомыслящи­ми.

XVI столетие стало веком рождения современ­ной науки. Наиболее пытливые умы посвящали свои жизни осмыслению фактов, постижению зако­нов мироздания, ставили под сомнение веками устоявшиеся схоластические догмы. Обновлялись житейские и нравственные представления чело­века.

Критическое отношение к так называемым не­зыблемым истинам приводило к открытиям, в кор­не меняющим старое мировоззрение. Польский астроном Николай Коперник (1473—1543) заявил, что Земля наряду с другими планетами вращается вокруг Солнца. В предисловии к книге «Об обраще­ниях небесных сфер» учёный писал, что 36 лет он не решался обнародовать этот труд. Сочинение было издано в 1543 г., за несколько дней до смерти ав­тора. Великий астроном посягал на один из глав­ных постулатов церковного учения, доказывая, что Земля не является центром Вселенной. Книга ока­залась под запретом инквизиции до 1828 г.

Если Коперник избежал преследований лишь потому, что выход книги совпал с его кончиной, то судьба Джордано Бруно (1548—1600 гг.) оказалась трагической. В молодости он стал монахом домини­канского ордена. Бруно не скрывал своих убежде­ний и вызвал недовольство святых отцов. Вынуж­денный покинуть монастырь, вёл бродячий образ жизни. Преследуемый, бежал из родной Италии в Швейцарию, затем жил во Франции и Англии, где занимался наукой. Свои идеи изложил в сочинении «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584 г.). Бруно утверждал, что пространство бесконечно; оно наполнено самосветящимися непрозрачными тела­ми, многие из которых обитаемы. Каждое из этих положений противоречило принципиальным уста­новкам католической церкви.

Читая лекции по космологии в Оксфордском университете, Бруно вёл ожесточённые дискуссии с местными теологами и схоластами. В аудиториях Сорбонны силу его аргументов испытали француз­ские схоласты. В Германии он прожил целых 5 лет. Там был издан ряд его трудов, вызвавших новый взрыв ярости итальянской инквизиции, готовой на всё ради того, чтобы заполучить самого опасного, по её мнению, еретика.

По наущению церкви венецианский патриций Мочениго пригласил Джордано Бруно в качестве домашнего преподавателя философии и… выдал инквизиции. Учёный был заточён в застенки. В те­чение 8 лет католический трибунал безуспешно до­бивался публичного отречения Джордано Бруно от его научных трудов. Наконец последовал вердикт: наказать «насколько возможно милосердно, без пролития крови». Эта лицемерная формулировка означала сожжение на костре. Запылал костёр. Вы­слушав судей, Джордано Бруно сказал: «Быть мо­жет, вы с большим страхом произносите этот при­говор, чем я его выслушиваю». 16 февраля 1600 г. в Риме на Площади Цветов он стоически принял смерть.

Такая же участь едва не постигла и другого ита­льянского учёного — астронома, физика, механика Галилео Галилея (1564 —1642). Созданный им в 1609 г. телескоп позволил получить объективные доказательства справедливости выводов Коперника и Бруно. Первые же наблюдения за звёздным небом показали полную абсурдность утверждений церк­ви. Только в созвездии Плеяд Галилей насчитал не менее 40 звёзд, невидимых до тех пор. Какими на­ивными выглядели теперь сочинения богословов, объяснявших появление звёзд на вечернем небе лишь необходимостью светить людям!.. Результаты новых наблюдений всё больше ожесточали инкви­зицию. Открыты горы на Луне, пятна на Солнце, четыре спутника Юпитера, непохожесть Сатурна на другие планеты. В ответ церковь обвиняет Галилея в богохульстве и мошенничестве, представив выво­ды учёного как следствие оптического обмана.

Расправа над Джордано Бруно стала серьёзным предостережением. Когда в 1616 г. конгрегация из 11 доминиканцев и иезуитов объявила учение Ко­перника еретическим, Галилею частным образом было указано на необходимость отмежеваться от этих взглядов. Формально учёный подчинился тре­бованию инквизиции.

В 1623 г. папский престол занял друг Галилея кардинал Барберини, прослывший покровителем наук и искусств. Он принял имя Урбана VIII. Не без его поддержки в 1632 г. Галилей опубликовал «Диалог о двух главнейших системах мира — птоломеевой и коперниковой» — своего рода энцикло­педию астрономических воззрений. Но даже бли­зость к Папе не защитила Галилея. В феврале 1633 г. римским католическим судом «Диалог» был запрещён, его автор объявлен «узником инк­визиции» и оставался им в течение 9 лет вплоть до смерти. Кстати сказать, только в 1992 г. Ватикан оправдал Галилео Галилея.

Общество с трудом очищалось от заразы инкви­зиции. В зависимости от исторических, экономиче­ских, национальных и многих других причин стра­ны Европы в разные сроки освобождались от трибу­налов церкви. Уже в XVI в. под воздействием Ре­формации они прекратили своё существование в Германии и во Франции. В Португалии инквизи­ция действовала до 1826 г., в Испании — до 1834 г. В Италии её деятельность была запрещена лишь в 1870 г.

Формально инквизиция под названием Конгре­гации святой канцелярии просуществовала до 1965 г., когда её службы были преобразованы в Конгрегацию вероучения, продолжающую бороть­ся за чистоту веры, но уже другими, отнюдь не средневековыми средствами.

По материалам Исторической Энциклопедии

Видеофайл об инквизиции и о деятельности Томаса де Торкемады.

httpv://www.youtube.com/watch?v=OpfTZ8lgeHw&feature=related

One Comment

  • cosew:

    Торквемада был иудеем, как и иные и не только испанские инквизиторы.
    В СССР в ГПУ, ЧК, НКВД, КГБ, аналогично, на должностях были иудеи и это, как снежный ком началось с насильственной иудейской христианизацией Европы. Инквизиция не умерла,- она есть и сегодня,- и также устраняет еретиков, правда уже современными методами.
    Тогда бедных несчастных иудеев вывез Христофор Колумб – португальский
    иудей, предавший свою родину ради великого дела: переселения иудеев на
    Американский континент, где золота было столько, что хватило им и испанскому королевскому двору на долгие годы отнюдь не бедной жизни,
    пока английские иудеи с помощью пиратства не стали грабить галеры
    полные золота идущие в Испанию…

Leave a Reply