Поисковую систему Google создали два аспиранта из Стенфордского университета, Сергей Брин, выходец из бывшего СССР, и Лари Пейдж. Они занимались поиском необходимых данных в информационных массивах.
Их сотрудничество с поисковой системой BackRub началось в 1996 году. Эта поисковая система работала по принципу учета обратных ссылок. С помощью этой формулы определялось, сколько ссылок ведут на сайты. Создатели справедливо полагали, что на неинтересный и бесполезный ресурс будут ссылаться намного меньше, чем на тот, который содержит полезную информацию, и который интересен людям.
До 1998 года Сергей и Лари улучшали свои наработки. В процессе поиска научных решений поставленных перед ними задач, они закупили диски, общий объем памяти которых составил терабайт, и принялись создавать первую базу данных Google в комнатке в общежитии. В то время как Пейдж занимался техническими вопросами, Брин занялся финансовыми. Он искал потенциальных партнеров, готовых запатентовать новую поисковую технологию. Его друг дал совет о том, чтобы создать собственную поисковую систему.
Брин и Пейдж собрали примерно миллион долларов инвестиций и зарегистрировали поисковик Google как юридическое лицо в 1998 году. Первый офис находился в парке Менло в Калифорнии. Открыли его в сентябре. Тогда же начался набор новой команды.
Название Google выбрали не случайно. Google – это модификация слова googol. А googol – это единица с сотней нулей. В мире не существует гугол чего-нибудь. Дав такое название поисковой системе, ее создатели хотели сказать, что их целью является создание бесконечно большой поисковой базы данных.
Даже пока поисковая система Google работала в тестовом режиме, она за день обрабатывала десять тысяч запросов. Причем уже тогда релевантность запросам демонстрировалась высокая.
В дальнейшем поисковая система Google развивалась очень динамично.
В феврале 1999 года количество обрабатываемых запросов в день достигло 500000.
На поисковик Google обратил внимание AOL Netscape и сделал его собственным поисковым сервером. Через некоторое время, число обрабатываемых запросов в день достигло трех миллионов, а после того, как 26 июня Yahoo и Google объявили о сотрудничестве, эта цифра увеличилась до 18 миллионов. В конце 2000 года число обрабатываемых запросов в день составило сто миллионов.
У Google непростой язык запросов, с помощью которого можно сузить поисковую область до отдельных языков, доменов и типов файлов. Наличие такого языка запросов делает поиск информации более точным и гибким.
За время своего существования компания Google не раз сотрудничала с известными Интернет-компаниями. К тому же, она сумела завоевать большое количество наград и, что намного важнее, признание пользователей.
В успехе поисковика Google есть три составляющие.
Первой составляющей является удобный и понятный интерфейс. Дизайн поисковой системы очень простой. Именно поэтому она загружается более быстро, чем любая другая поисковая система. В окне нет ничего лишнего, только строка поиска.
Google ни от кого не скрывает исходник текста своего программного обеспечения. Каждый, у кого есть такое желание, может просмотреть его, проанализировать и даже внести свои предложения по его улучшению.
Второй составляющей успеха является высокая релевантность поискового алгоритма. Механизмы мета поиска в Google не используются, что отличает его от других поисковиков. Он проводит полный анализ содержания на каждой странице. Google анализирует все: и то, где располагаются слова, и шрифт, которым они написаны. Если запрашиваемая фраза несет в себе смысловую нагрузку, то выдается ссылка не на все страницы, на которых встречается запрошенная фраза, а ссылка на главную страницу необходимого сайта.
И третьей составляющей успеха можно считать то, что поисковая система Google создавалась не для заработка денег. Так получилось потому, что с самого начала существования этой компании, ее финансово поддерживали очень серьезные инвесторы. А это позволило на первых порах не использовать рекламу, а лишь наращивать базу данных, а также привлекать новых пользователей. А уже после того, как поисковик приобрел популярность, он начал размещать рекламу. Но реклама всегда была подана очень умело, в нужном контексте. К тому же, реклама никогда не была навязчивой или неуместной. Google – это результат мечты двух людей о бесконечно большой поисковой базе данных.
Поисковая система Google стала публичной, то есть начала продавать свои акции на фондовом рынке, в августе 2004 года. Акции на сумму 1,67 миллиардов долларов разошлись в количестве двадцати миллионов штук. Желающих купить акции Google было много, потому что компания быстро набирала обороты. Но компания распродала не все принадлежащие ей ценные бумаги, оставив себе порядка 250 миллионов акций. Из проданных акций компания выручила 1,2 миллиарда долларов. А с теми ценными бумагами, что у нее остались, она может делать все, что захочет.
Google выпустила не один вид акций, а несколько: обычные и привилегированные. Количество привилегированных составило 237,6 миллионов акций, а обычных- 33,6 миллионов штук. Покупка и продажа привилегированных акций осуществляется исключительно в рамках компании, а обычные акции может купить любой желающий. Сейчас обычные акции продаются и покупаются на бирже NASDAQ. Одна привилегированная акция равна десяти обычным.
Для того, чтобы пользователям было удобно пользоваться поисковой системой, Google постоянно заботится о выпуске новых плагинов и сервисов.
Например, Google Maps – это специальный сервис карт, используя который, можно найти карту любого места в мире. Кроме того, в сервисе загружены спутниковые снимки Луны и Земли. Полезным дополнением к этому сервису служит карта автодорог. На карте можно найти маршруты Японии, Китая, Европы, Великобритании, Америки и некоторых других стран.
Еще одним полезным плагином, выпущенным Google для известного браузера Internet Explorer, является Google Toolbar. По сути, это панель поиска Google. Кроме того, этот плагин выполняет некоторые другие полезные функции, например, блокирует всплывающие окна, заполняет веб-формы автоматически, подсвечивает результаты поиска на странице. С появлением этого плагина, стал возможен поиск по категориям. Панель этого плагина настраивается так, как хочет пользователь.
Кроме этих, компания Google выпускала и другие полезные приложения, например, Google Deskbar, LostGoogles, Google Talk, Google Earth и другие.
Понятное дело, что в истории бренда такой крупной компании, как Google, было место и скандалам. Конечно, в основном, скандалы использовались для того, чтобы привлечь к компании внимание, но так происходило всегда, так что в этом нет ничего удивительного.
Был случай, когда в январе 2004 года адвокатами Google было отправлено письмо к основателям поисковика Booble, содержание которого сводилось к обвинению в нарушении авторских прав. Booble, так называемая «поисковая система для тех, кто старше 18» , осуществляющая поиск по сайтам с эротическим содержанием, скопировала дизайн у Google. Отличным от дизайна оказался только логотип Booble. На сегодняшний день, правда, дизайн этого поисковика изменен и больше не напоминает прежний.
Был еще один скандал, связанный с увольнением операционного директора Google Брайана Рида. В феврале 2004 года его уволили, а он посчитал, что это из-за его возраста. На тот момент ему было за 50, а сотрудниками компании являются, в основном, молодые люди. Поэтому он выдвинул против компании обвинение в дискриминации по возрасту. Если учесть, что кроме заработной платы в размере 200 тысяч долларов в год, он потерял и 119000 опционов, которые можно было бы конвертировать в акции, то можно сделать вывод, что потерял он немало. Поэтому в своем иске он настоятельно требовал возмещения материального и морального ущербов.
Еще один иск обрушился на Google в связи с созданием почтового сервиса gmail.com. В иске утверждалось, что компания Market Age начала пользоваться брендом Gmail раньше, чем Google. Несмотря на всю серьезность иска, юристы компании Google сохранили полное спокойствие. Они были уверены в своей правоте, потому что перед тем, как создавать почтовый сервис и давать ему название, они все тщательно проверили и не обнаружили нигде такого названия.
В мае 2004 года имел место иск, поданный родственниками математика, который, собственно, и придумал термин googol, Эдварда Казнера. Они усмотрели нарушение авторских прав Казнера в том, что создатели назвали свою компанию, лишь немного видоизменив термин.
В июне компания Google продолжила судиться с другой компанией, Affinity Engines, за право пользования определенными программами. Человек, ранее работавший в Affinity Engines, обвинялся в том, что, уже работая в Google, использовал прежние свои наработки для того, чтобы создать Orkut.com, известную социальную сеть, полностью принадлежащую Google.
Orkut.com был создан для общения в онлайне. Юристы Affinity Engines привели в качестве доказательств одинаковые ошибки у Orkut.com и продуктов данной компании, а также одинаковое оформление. Но на предложение со стороны компании Google о том, чтобы независимые эксперты проверили программные коды, представители Affinity Engines ответили отказом.
В том же 2004 году предстал перед судом по обвинению в вымогательстве один житель Калифорнии, который решил обогатиться, и потому требовал от компании Google сто тысяч долларов за то, чтобы он не рассылал всем подряд созданную им программу, умеющую создавать фальшивые клики по рекламным объявлениям Google. Естественно, его поймали, и ему пришлось отвечать за свой поступок.
В марте все того же года в суд на Google подала компания Digital Envoy. Представители компании обвинили крупнейший поисковик в том, что было нарушено лицензионное соглашение 2000 года. Компания- истец занимается созданием программ, с помощью которых владельцы сайтов могут по IP адресу посетителя узнать их положение. Другими словами, это программы по установлению геолокации посетителей. Благодаря этим программам можно показывать на сайте те рекламные объявления, которые соответствуют географии пользователей.
Еще одно судебное разбирательство в 2004 году имело место из-за иска, поданного компанией, специализирующейся на изготовлении жалюзи и обоев, American Blind and Wallpaper Factory. Разбирательство касалось того, как выводятся рекламные объявления в поисковых результатах по определенным ключевым словам. Истцу не нравилось то, что, введя в поиск такие слова, как American Blind или Amеrican Wallpaper, выводилась контекстная реклама фирм-конкурентов.
В общем, как и у любой другой крупной, приносящей огромные деньги компании, у Google есть свои проблемы, с которыми, впрочем, она прекрасно справляется.
На данный момент число запросов, регистрируемых поисковой системой Google в день, составляет около пятидесяти миллионов, а число страниц, индексируемых поисковиком, около восьми миллиардов.
Google предоставляет информацию пользователям на 101 языке. А что касается аппаратной части, то количество машин компании на середину 2004 года составило 132 тысячи машины по всему миру.
Компания продолжает успешно развиваться, выпускать новые приложения и всячески заботиться о своих пользователях.
Последние опросы показали, что все большее количество людей во всем мире отдает предпочтение именно этой поисковой системе. Это происходит потому, что результаты поиска у Google наиболее релевантны запросам, по сравнению со всеми остальными поисковиками. А это значит, что свою задачу создатели поисковика выполнили: они создали лучшую, среди существующих, систему поиска информации. Мечта двух амбициозных молодых людей привела их к вершинам успеха, а миру подарила отличную, не знающую равных, поисковую систему Google.
Видео об истории компании Google
httpv://www.youtube.com/watch?v=EjN5avRvApk
И всё-таки наши!!