В прошлый раз мы рассмотрели первый из четырех элементов правильной медитации – расслабление. Сейчас давайте перейдем к рассмотрению второго элемента – наблюдению. Напомню, что нижеследующий материал взят из книги Сергея Мельникова «Здесь было высшее Я» с разрешения автора.

Наблюдение. Позиция наблюдателя означает, что мы именно наблюдаем. Наблюдение – наше единственное делание. Не оценка, не управление, не подавление, не усиление, только наблюдение. Еще важный параметр наблюдателя – это позиция вне того, что он наблюдает, не вовлеченность. Войти в позицию наблюдателя по отношению к чему-либо означает, что мы, во-первых, вышли за пределы того, что собираемся наблюдать, во-вторых, достигли состояния полной незаинтересованности и бездействия по отношению к тому, что мы наблюдаем. Под наблюдением здесь имеется в виду не обязательно зрительное восприятие (одна из наиболее частых ассоциаций с  идеей наблюдения). Это могут быть какие угодно ощущения, важно сохранять не вовлеченность, незаинтересованность и бездействие.

В физических опытах помимо прочих параметров необходимым элементом любой системы отсчёта является наблюдатель, как нам известно из школьного курса физики. В практике медитации это так же важный элемент, определяющий ход событий, ничего вроде бы не делая, но само нахождение в позиции наблюдателя уже меняет процесс. Если мы чего-то ждём, на процесс влияют наши ожидания и оценки. Если мы вовлечены в процесс (отождествлены с ним), на него влияет наша неосознанная вовлечённость. Но когда мы перестаём вовлекаться и оценивать, на процесс начинает влиять сама наша сущность напрямую без фильтров.

Любая оценка и ожидание основаны на нашем опыте или концепциях, но сущность же гораздо глубже любых представлений и концепций, и её влияние через незаинтересованное наблюдение начинает смещать процесс к ней самой, в неизвестное. Но, в то же время, смутно знакомое и притягивающее единство с Духом. В медитации мы наблюдаем за мыслями и чувствами, и прочими более тонкими процессами в сознании. То есть выделяем себя из всё более тонких процессов, созерцая их со стороны, не за счёт их подавления или отрицания, или оценки, но за счёт выходя за пределы этих процессов и всё более отстранённого наблюдения, всё большей чуткости и освобождения от подсознательных отождествлений с этими процессами. Любые процессы внутри нас питаются нашим отождествлением с ними. Отождествление – это как батарейка для смыслов, чувств, усиливающая их.

Когда мы перестаём отождествляться с ними и говорить «это есть я», и начинаем их рассматривать просто как некое природное явление, не имеющее к нам прямого отношения, подобно ветру за окном,  эти процессы теряют источник энергии и начинают останавливаться, успокаиваться. В результате от грубых до всё более тонких слоёв наш ум достигает полной остановки, но при этом сохраняется осознанное присутствие наблюдателя. Далее, в этой всё более углубляющейся пустоте начинает всё в более полной мере присутствовать и осознаваться истинная сущность, высшее Я. Итак, при правильном входе в позицию наблюдателя мы созерцаем остановку всё более тонких процессов мысли и чувств.

Смотрите также:

Как правильно медитировать. Расслабление

Как правильно медитировать. Наблюдение

Как правильно медитировать. Осознанность

Как правильно медитировать. Намерение

Техника выполнения медитации

P.S. Обратите внимание! Знания, которыми делится автор, являются открытыми, но если они оказались для Вас полезными и Вы бы хотели отблагодарить автора за работу – это можно сделать через систему яндекс деньги, переведя любую сумму на кошелек: 41001445811876

Давайте обсудим данную тему!