Отдельной страницей в истории Рима является правление Гая Юлия Цезаря. Его имя напрочно закрепилось в мировой истории и вряд ли найдется человек, который ни разу о нем не слышал. Триумверат, покорение галльских племен, Клеопатра, латинские выражения Alea jacta est и Veni. Vedi. Vici, мартовские иды – все эти имена, понятия и события являются неотъемлемой частью знаний современного образованного человека. Давайте же вспомним как развивались события в Риме во времена Гая Юлия Цезаря.
Гай Юлий Цезарь происходил из старинного патрицианского рода, который вёл своё начало от Юла — сына легендарного героя Трои, Энея, рождённого самой богиней Афродитой (Венерой). Имея прославленных предков, Цезарю, казалось, было несложно достичь высоких постов в Римской республике. Однако по семейной традиции он стал жрецом Юпитера, верховного бога Рима. Строгие правила не позволяли юноше-жрецу покидать город более чем на две ночи, разводиться с женой, брать в руки оружие. Но судьба распорядилась иначе…
Цезарь стремится привлечь к себе внимание Рима буквально самоубийственным поступком. Когда в республике безраздельно господствуют сторонники бывшего диктатора — Помпей и Красс, Цезарь привлекает к суду нескольких видных сторонников Суллы (например, Долабеллу, консула 81 г. до н. э.). Конечно же, Цезарь проиграл все процессы. Однако его речи, произнесённые на суде, создали ему славу одного из лучших ораторов Рима.
Теперь, имея некоторую известность, можно было начинать медленное восхождение на политический Олимп. Не следует думать, что это было легко. Даже за небольшую должность в магистратурах приходилось вести жестокую борьбу на выборах. В 68 г. до н. э. Цезарь стал квестором, в обязанности которого входил контроль над государственной казной и финансами. Это давало ему право отныне именоваться сенатором.
Избранный на 65 г. до н. э. эдилом, в обязанности которого помимо слежения за порядком и строительством в городе входило и устроение празднеств, Цезарь буквально затмил неслыханными тратами на общественные развлечения своих предшественников и напарника. Расходуя огромные суммы на церемонии и театральные представления, обеды и пиры, он покорил римский плебс. 320 пар гладиаторов, вооружение и доспехи которых были сделаны из чистого серебра, выставленные им на одном из праздников, настолько ошеломили римлян, что о его фантастической щедрости начинают ходить легенды. А так как эдил должен был устраивать развлечения на свои деньги, не удивительно, что Цезарь залез в долги (в 61 г. до н. э. кредиторы даже отказались выпустить его из Рима из-за огромных сумм, которые он не мог отдать).
Консул Рима
Однако игра стоила свеч: в 63 г. до н. э. Цезарь выставил свою кандидатуру на должность верховного жреца (pontifex maximus) и благодаря своей популярности победил двух сильнейших противников, набрав голосов больше, чем они оба.
Подобная любовь римского плебса к Цезарю начинает вызывать недовольство и опасения большей части сенаторов и знати. Политические противники, обвинив Цезаря по ложному доносу в заговоре против республики, привлекли его к суду. Но Цезарь — наконец-то! — блестяще выиграл этот процесс. Затем его на том же основании попытались отстранить от должности верховного жреца. Но времена Суллы уже прошли, и разъярённые толпы плебса ринулись на сенат, потрясая оружием, с требованием отменить это решение. Сенаторам пришлось уступить.
В 61 г. до н. э., после исполнения обязанностей претора, контролирующего высшую судебную власть, Цезарь был назначен протектором в Лузитанию (провинция Испания). Одержав ряд побед над местными племенами, Цезарь получил от сената право на триумф. Это право получал полководец, если во время войны было убито более 5 тыс. воинов противника или если в ходе военных действий были захвачены пленники царского рода. Цезарь был провозглашён своей армией императором — почётное звание, которое солдаты давали своим полководцам.
…И вот теперь, в 60 г. до н. э., император и триумфатор возвращался в Рим. Он стал богатым человеком — при дележе добычи, раздавая щедрые награды солдатам, Цезарь не обделял и себя.
Приближалось время выборов консулов. Ещё будучи в Испании и проезжая мимо маленького городка, Цезарь на вопрос друзей о борьбе за власть в этом захудалом местечке вполне серьёзно и недвусмысленно ответил, что «предпочёл бы здесь быть первым, чем в Риме вторым». Консульство же было одной из последних ступенек для того, чтобы стать в Риме первым. Цезарь так спешил, что покинул Испанию, даже не дождавшись своего преемника.
Перед воротами древнего города Цезарь остановился. Ему был предоставлен выбор: или войти в город и выставить свою кандидатуру на выборах, тем самым отказавшись от триумфа (полководцы дожидались триумфа у ворот Рима), или насладиться славой за одержанные победы и отложить свои притязания на власть на неопределённый срок. Цезарь просил Сенат, чтобы ему вопреки закону разрешили и то и другое. Но сенаторы были непреклонны. Тогда он отказался от триумфа и, победив на выборах, стал консулом 59 года до н. э.
Первый Триумверат
Подобно Цезарю, стремившемуся стать в Риме первым, ещё два его современника активно преследовали ту же цель: Гней Помпей Магн и Марк Лициний Красс. Несмотря на своё политическое влияние, ни один из них пока не мог стать единовластным хозяином Рима. Поэтому по инициативе Цезаря между тремя политиками было заключено соглашение — не допускать действий, неугодных каждому из них. Этот союз Цезаря, Красса и Помпея был впоследствии назван первым триумвиратом (по-латыни — «союз трёх мужей»).
Цезарь-консул, имея столь мощную политическую поддержку, начал проводить политику, выгодную триумвирату, и в первую очередь Помпею. Однако сенат попытался воспротивиться действиям Цезаря. В Риме было два консула, и второй консул — Марк Кальпурний Бибул, противодействуя Цезарю, поддержал сенат. Дело дошло до вооружённых стычек. Однако Цезарь, не желая уступать, обратился вопреки традициям за поддержкой своих законов к народному собранию, минуя сенат. Бибул, испуганный и оскорблённый, заперся в своём доме и больше не показывался до конца консульства, предоставив Цезарю делать всё что заблагорассудится. Получалось, что в Риме в 59 г. до н. э. был фактически один консул — Цезарь. В Риме годы считались по консулам, поэтому 59 год до н. э. римляне в шутку называли не «консульством Цезаря и Бибула», а «консульством Юлия и Цезаря».
По материалам Энциклопедии.